Человек в философском дискурсе: к истории идей
15
системы. Коммуникация предполагает как словесное общение, так и
взаимодействие с социальными институтами, например с почтой,
налоговыми органами. Коммуникация также выступает в качестве
одного из порядков признания, поэтому жизненные истории людей, с
которыми человек вступает в общение, являются частью истории его
собственной жизни. В ней содержатся в определенном количестве
жизненные истории всех людей, имеющих отношение к жизни
рассказчика, и тех людей, с которыми человек не вступал в непосред-
ственные вербальные отношения, но которые олицетворяют своей
деятельностью те или иные общественные, государственные,
социальные институты. Свои действия человек совершает в прост-
ранстве социальных отношений, которые являются сферой действия и
всех остальных людей, живущих в данное время в данном обществе.
Общественное пространство позволяет каждому реализовать свои
способности и жизненные возможности с целью стать тем, чем он
является.
Проблема человека во все времена связана не только с
философскими и теоретическими аспектами, но таит в себе и
прагматический аспект. Например, личность, оказавшаяся во главе
какого-либо отдельно взятого государства или отдельной группы,
осознает свою ответственность. Действительно, от действий правителя
или полководца в значительной степени зависит бытие других людей,
что обеспечивает необходимые условия для социальной гармонии [10],
ибо именно «социальное партнерство всегда является целью и
результатом управленческой деятельности» [11, c. 56] С другой
стороны, внешние социальные образования развиваются, как правило,
прогрессивно, растет уровень потребления производимых товаров.
Однако такой прогресс может приводить к конфликтам, войнам, в
результате чего «под влиянием негативного багажа ХХ в. — массовых
фактов бесчеловечности — от прогресса стремятся отречься разные
ученые» [12, c. 712]. Благодаря противоречивой природе человека
прогресс и регресс идут рука об руку [13, c. 611], что позволяет вопросу
о сущности человека сохранять сегодня наибольшую актуальность.
Таким образом, философская мысль в своем историческом
развитии с древнейших времен до наших дней в лице всех
философских школ и направлений неустанно стремится прояснить
проблему человека, исходя из толкования К. Поппером проблемы как
противоречия между достигнутым уровнем знания и несравненно
большим объемом незнания. Усложнение современного мира и
возрастающее многообразие социальных практик требуют все более
внимательного и глубокого изучения как исторического опыта, так и
выработанных совокупными усилиями человеческого интеллекта
идей, способных прояснить сущность и назначение человека как
субъекта всех общественных отношений в настоящем и будущем.