Background Image
Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

6

обеспечить безопасную жизнь, а безопасность, в свою очередь, помо-

гает достичь душевного мира. Умеренное богатство позволяет чело-

веку приобрести друзей, а они также вносят свою лепту в обеспече-

ние безопасности жизни, а значит, способствуют ее сохранению.

Стремление к самосохранению, страх перед смертью являются опре-

деляющими характеристиками человека. Стремление к самосохране-

нию никогда не знает успокоения, оно не способно насытиться, не

способно иссякнуть, оно требует движения ко все более отдаленным

целям, ибо жизнь есть постоянное движение.

В русле значимости самосохранения для жизни человека рассуж-

дает и Б. Спиноза. Самосохранение — высший закон природы, он в

полной мере распространяется на человека. Человек имеет верховное

право на то, чтобы принимать все меры для сохранения своего суще-

ствования, действуя «сообразно с тем, как он к тому естественно был

определен». Принцип самосохранения выступает не только в качестве

высшего закона существования человека, более того, по мысли Спино-

зы, самосохранение есть сущность человека: «Чем более кто-нибудь

стремится искать для себя полезного, т. е. сохранять свое существова-

ние, и может это, тем более он добродетелен…» [2, с. 203]. Действо-

вать по добродетели значит действовать так, чтобы жить, сохраняя

свое существование. Самосохранение выступает как безусловная

ценность, поскольку к нему стремятся ради него самого: «Никто не

стремится сохранить свое существование ради другой вещи» — го-

ворит Спиноза в «Этике». Каждый стремится сохранить свое суще-

ствование, оберегая свою жизнь, как он только может. Ничто по вле-

чению собственной природы не может стремиться к разрушению са-

мого себя.

Такой подход фундирован, прежде всего, философией Р. Декарта,

согласно которому человек есть единство двух субстанций — души и

тела. Душа мыслит, т. е. разумеет, желает, возражает, вспоминает,

чувствует. Эти функции души являются различными видами мышле-

ния. Ум есть субстанция, т. е. бытие, реально отличное от тела. Ум

может существовать отдельно от тела, сам по себе. Это подтвержда-

ется божественным откровением. Ум не может брать начало в теле,

он неуничтожим, не имеет протяженности, поэтому вопрос о том, со-

держится ли ум в целом теле или его частях, лишен смысла. Ум как

субстанция воспроизводится в каждом новом поколении. Разумная

душа воспроизводится при рождении. Ум не нуждается во врожден-

ных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность

мышления достаточна для выполнения его действий. Все общие по-

нятия, запечатленные в уме, коренятся либо в наблюдении над веща-

ми, либо в традиции. Разумная душа — это и есть человеческий ум.

Сущность души состоит исключительно в мышлении, или способно-

сти мыслить.