Г.В. Черногорцева
6
обеспечить безопасную жизнь, а безопасность, в свою очередь, помо-
гает достичь душевного мира. Умеренное богатство позволяет чело-
веку приобрести друзей, а они также вносят свою лепту в обеспече-
ние безопасности жизни, а значит, способствуют ее сохранению.
Стремление к самосохранению, страх перед смертью являются опре-
деляющими характеристиками человека. Стремление к самосохране-
нию никогда не знает успокоения, оно не способно насытиться, не
способно иссякнуть, оно требует движения ко все более отдаленным
целям, ибо жизнь есть постоянное движение.
В русле значимости самосохранения для жизни человека рассуж-
дает и Б. Спиноза. Самосохранение — высший закон природы, он в
полной мере распространяется на человека. Человек имеет верховное
право на то, чтобы принимать все меры для сохранения своего суще-
ствования, действуя «сообразно с тем, как он к тому естественно был
определен». Принцип самосохранения выступает не только в качестве
высшего закона существования человека, более того, по мысли Спино-
зы, самосохранение есть сущность человека: «Чем более кто-нибудь
стремится искать для себя полезного, т. е. сохранять свое существова-
ние, и может это, тем более он добродетелен…» [2, с. 203]. Действо-
вать по добродетели значит действовать так, чтобы жить, сохраняя
свое существование. Самосохранение выступает как безусловная
ценность, поскольку к нему стремятся ради него самого: «Никто не
стремится сохранить свое существование ради другой вещи» — го-
ворит Спиноза в «Этике». Каждый стремится сохранить свое суще-
ствование, оберегая свою жизнь, как он только может. Ничто по вле-
чению собственной природы не может стремиться к разрушению са-
мого себя.
Такой подход фундирован, прежде всего, философией Р. Декарта,
согласно которому человек есть единство двух субстанций — души и
тела. Душа мыслит, т. е. разумеет, желает, возражает, вспоминает,
чувствует. Эти функции души являются различными видами мышле-
ния. Ум есть субстанция, т. е. бытие, реально отличное от тела. Ум
может существовать отдельно от тела, сам по себе. Это подтвержда-
ется божественным откровением. Ум не может брать начало в теле,
он неуничтожим, не имеет протяженности, поэтому вопрос о том, со-
держится ли ум в целом теле или его частях, лишен смысла. Ум как
субстанция воспроизводится в каждом новом поколении. Разумная
душа воспроизводится при рождении. Ум не нуждается во врожден-
ных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность
мышления достаточна для выполнения его действий. Все общие по-
нятия, запечатленные в уме, коренятся либо в наблюдении над веща-
ми, либо в традиции. Разумная душа — это и есть человеческий ум.
Сущность души состоит исключительно в мышлении, или способно-
сти мыслить.