1
УДК 304.2
Человек в философском дискурсе: к истории идей
© Г.В. Черногорцева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена проблеме человека. Автор использует обширный историко-
философский материал, проводит анализ различных подходов к философскому
осмыслению понятия «человек». Человек рассматривается как источник фило-
софствования и центральная проблема философии.
Ключевые слова:
философия, человек, мысль, жизнь, общество, правовое государ-
ство, гражданское общество
.
Развитие рыночной экономики, формирование правового госу-
дарства и гражданского общества усиливает интерес к проблеме че-
ловека, которая неотъемлема от философской рефлексии и от всей
совокупности гуманитарного знания в целом. Любая картина мира в
основе своей имеет философские представления о том, что есть чело-
век, зачем он живет, в чем его предназначение в этом мире, есть ли
смысл в человеческой жизни, и если есть, то в чем конкретно он со-
стоит, как постичь его, и стоит ли жизнь труда быть прожитой.
Само возникновение философии связано с неустанным вопроша-
нием человека о самом себе. Только в человеке возникает событие
философии, и только он вопрошает о сущем, потому что сам постав-
лен под вопрос хрупкостью, необеспеченностью, непредсказуемо-
стью человеческой жизни.
Философские представления о человеке существенным образом
изменяются от эпохи к эпохе. При этом сохраняется вся значимость
тезиса Протагора о человеке как мере всех вещей как существующих,
потому что они существуют, так и несуществующих, потому что они
не существуют. В Древней Греции появляется понятие гражданина и
неотъемлемое от него понятие свободы. Полагали, что даже здоровье
человека сохраняется благодаря гражданскому равноправию дей-
ствующих в нем сил. Жизнь полиса требовала от человека граждан-
ской доблести на основе единения сердец и соблюдения законов по-
лиса. Разумные начала позволяют человеку, непрозрачному как для
других, так и для него самого, познать себя. Пифагор учил, что и
небо, и земля, и боги, и люди связаны в одно целое общностью,
дружбой, справедливостью. Люди призваны, говорит Платон в «Го-
сударстве», «устремить ввысь свой духовный взор и взгляды на то
самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за
образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих