Г.В. Черногорцева
10
Человек задумывается о своем существовании прежде всего в акте
выбора, в «или — или». В критические моменты решающего выбора
происходит встреча человека со своим собственным существо-
ванием. Жизнь не дает человеку возможности удовлетвориться
дискуссиями и размышлениями, она требует действий, деятельности,
значит, человек должен в каждом конкретном случае определить, как
именно поступить.
Выбор как ядро человеческого существования всегда сопряжен с
риском, драматическими переживаниями, а случается, и с траги-
ческими последствиями. Согласно Кьеркегору, человек способен
подняться выше всеобщего нравственного закона, ибо общее правило
нравственности не всегда приемлемо для конкретного человека,
поскольку он — неповторимая индивидуальность, «этот единствен-
ный». Никакая совокупность правил не в состоянии предусмотреть
все ситуации в жизни конкретного человека и сообщить ему, что он
должен делать в конкретном случае. Только сам человек может
принять решение на основе своей субъективной уверенности.
Кьеркегор советует искать истину не всеобщую, а личную.
«Удивительная глубина жизни, — пишет Кьеркегор, — как раз и
состоит в том, что каждый человек, обращающий внимание на
самого себя, знает то, чего не знает никакая наука, ибо он знает, кто
он…» [4, с. 175–176].
Размышляя о судьбе и жизни человека в условиях ослабления
общественных, семейных, этнических и других связей, Ф. Ницше пи-
сал, что человеку остается надеяться на самого себя [5, с. 149], на им
самим найденные и обоснованные ценности, провозглашенные в ка-
честве основополагающих. Вера «в смысл жизни всегда предполагает
шкалу ценностей, выбор, предпочтение» [6, с. 56]. Человеку прихо-
дится ежедневно совершенствоваться во всех сферах своей жизнеде-
ятельности с тем, чтобы обуздать свои произвол и своеволие, полу-
чить способность подняться над сиюминутными выгодами, обрести
новые горизонты для осмысления своей жизни. Человек, способный к
созданию искусственного, все больше наполняющего его жизнь, от-
важивается на большее, сопротивляется большему, требует от жизни
большего, чем все остальные живые существа, вместе взятые. Вели-
кий исследователь всего сущего, в том числе и самого себя, человек
борется с природой, животными, богами за окончательное господ-
ство над Землей. В целях повышения эффективности своей деятель-
ности человек создает мораль как совокупность правил и установок и
сам себя подчиняет ей для преодоления наиболее негативных прояв-
лений в процессе своей деятельности. Мораль выступает как выра-
жение воли к власти, в том числе и по отношению к самому себе.
Человек живет и действует в мире, оформленном моральными оцен-