Человек в философском дискурсе: к истории идей
5
все. В силу присущей ему свободы выбора человек обладает силой
производить все из творческих возможностей своей сущности. Чело-
веческая природа вознесена над всеми созданиями Бога, и сама цен-
ность мира просвечивает в человеке. Н. Кузанский подчеркивал, что
у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кро-
ме самого человека, ибо в нем самом существует целый мир и сам
человек есть независимое целое по отношению к миру, относительно
автономное в отношении к природе, государству, другим людям и
общественным структурам. Важно, чтобы тело человека повинова-
лось его духовной природе, ведь часто случается так, что душа ока-
зывается в плену у тела, между тем человек подобен Богу, продолжая
творение в силу своей природы, которая дает человеку возможность
своим способом прийти ко всему.
Начавшаяся в самом начале XVI в. Реформация как реакция на
безумие десяти поколений, как назвал инквизицию Д.И. Писарев,
стала первой серьезной трещиной в христианском мировоззрении ев-
ропейского человека. Основой жизнеустроения стал свободный чело-
век, действующий в условиях плюрализма и толерантности, совер-
шенно необходимых для развития рыночных отношений в условиях
свободной конкуренции. Соответственно, возникает проблема опти-
мального сочетания свободы человека с сущностью официальных
структур правового государства и гражданского общества. Отныне
человек создает порядок собственными руками. Эта ситуация требует
развития способности управлять собой, своими отношениями с ми-
ром людей и вещей, контролировать развитие жизненной ситуации с
тем, чтобы принимать своевременные и адекватные меры.
Изменившиеся внешние условия жизни задают тон философским
поискам. Представления о человеке, его жизни и предназначении от-
мечены существенными изменениями, в частности возникновением
новых аспектов анализа. Так, Томас Гоббс поставил вопрос о необ-
ходимости изучения человеческой природы как суммы природных
сил и способностей, которые он называл разумными, присущими са-
мой природе человека. Поскольку жизнь человека не вечна, вели-
чайшим из благ является самосохранение. Природа устроила так, что
все хотят себе добра. Для обеспечения самосохранения необходимо
прилагать максимум усилий для поддержания здоровья и достижения
благополучной жизни. Смерть для человека является самым большим
злом наряду со страданиями, причиняемыми жизнью. Страдания мо-
гут быть столь сильными, что, если им не предвидится близкого кон-
ца, даже смерть может показаться благом в сравнении с ними.
Наряду с самосохранением как основным и единственным благом
есть множество других благ. Их назначение прикладное — служить
самосохранению человека. Так, могущество как благо способно