Г.В. Черногорцева
8
ное человек является целью для себя самого и не может использо-
ваться исключительно в качестве средства для достижения каких-
либо целей. Обладающий самосознанием человек способен преодо-
леть присущий ему от природы эгоизм. На карте человеческой души,
по мысли Канта, освещены только немногие пункты, но если бы ка-
кая-то высшая сила вдруг осветила всю карту, то нашим глазам от-
крылось бы полмира. Человек воплощает в себе индивидуальные
психологические особенности в сочетании со всеобщими определе-
ниями, составляющими принадлежность человека как такового.
Так, К.А. Гельвеций утверждал, что человек действует из интере-
са и иначе действовать не может. Значит, во-первых, требуется
создание условий, при которых личный интерес соответствовал бы
общественному или хотя бы не вступал с ним в антагонистическое
противоречие, а во-вторых, нужна соответствующая система образо-
вания и воспитания. Крупнейший представитель немецкой классиче-
ской философии Г.В.Ф. Гегель исходил из того, что человек есть
средний представитель рода, который полностью растворяется во
всеобщем, являя собой разумное самосознание в качестве определя-
ющего все остальное в человеке как носителе всемирного Разума.
Совершенно иной подход к объяснению и истолкованию
человека сложился к середине XIX в. Это подход, представленный
философией жизни, появление которой подготовлено как самим
развитием философии, так и развитием общественных отношений по
пути все большего усложнения. Исподволь, из глубины столетий,
возможно, с Гераклита или Библии, но обязательно с Б. Паскаля,
пробивает себе все более широкую дорогу мысль о том, что
рационализм как величайшая способность человека к освоению мира,
обустройству собственной жизни должен быть дополнен чем-то еще,
необходимым для адекватного объяснения человеческой жизни, а
значит, самого человека. Паскаль назвал человека мыслящим
тростником, слабейшим из существ, но в то же время и тем
созданием, которое выше Вселенной, потому что оно осознает
хрупкость и неизбежную конечность своей жизни, а Вселенная
ничего не осознает. Разум позволяет человеку создавать точные
определения, находить доказательства, но большое значение имеют и
чувства человека, его интуиция, нравственные принципы. Наука не
способна утешить человека в дни горестных испытаний, в то время
как основы нравственности «утешают и при полном незнании наук о
предметах окружающего мира» [3, с. 11]. Паскаль считает, что
нравственность укоренена в сердце как в более глубокой, искренней
инстанции в сравнении с разумом, способным подбирать убеди-
тельные аргументы для чего угодно. Положение человека в мире
Паскаль характеризует как неопределенное и неустойчивое.