Человек в философском дискурсе: к истории идей
7
Человек существует, пока мыслит. Если и есть что-то целиком
находящееся в нашей власти, то это наши мысли. Разум — един-
ственное, что отличает человека от животных. Ум дает возможность
подняться выше того, что может быть познано чувствами. Имея оди-
наковый разум, люди устремляют свои мысли к разному, — и к доб-
родетелям, и к порокам. Главное для человека состоит в том, чтобы
хорошо применять свой ум. Высшее совершенство человека — в сво-
боде действий и волений.
Свобода может выступать источником заблуждений, поэтому
важно, чтобы взгляды человека соответствовали требованиям разума.
Человек должен повиноваться законам и обычаям своей страны, ру-
ководствоваться мнениями, сообща выработанными наиболее благо-
родными и авторитетными членами современного ему общества.
Твердость и решительность в действиях, стремление изменить себя, а
не порядок мира, помогают человеку двигаться по пути самосовер-
шенствования, устремляясь к истине через преодоление ошибок и
заблуждений.
Таким образом, рационализм создал высокий и прекрасный образ
стремящегося к истине человека, целостного, ревностно отстаиваю-
щего свою имманентность и свою автономию, позитивно восприни-
мающего реалии мира. Рационалистический подход к интерпретации
человека сохранял свое монопольное значение в течение достаточно
длительного времени, распространяясь и на философию эпохи Про-
свещения, и на немецкую классическую философию. В соответствии
с традициями рационализма человека пытались объяснить, исходя из
того, что он есть часть общества и мира в целом. Полагали, что зна-
ние мира в целом, все более глубокое постижение законов и законо-
мерностей его развития способствует объяснению человека, подчи-
ненного всеобщим законам, которые и являются предметом рацио-
нального познания.
Родоначальник немецкой классической философии И. Кант пола-
гал, что вопрос «Что такое человек?» является главным вопросом
философии, поскольку именно человек является центром земного в
мире, поэтому все остальные вопросы, как то: «Что я могу знать?»,
«Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» — непременно
требуют прояснения проблемы человека. Человек — существо при-
родное и нравственное. И то, и другое трудно постижимо, поэтому
Кант и говорил, что больше всего удивительны звездное небо над го-
ловой и нравственный закон в самом человеке. Природа человека
подчинена необходимости, а нравственность определяется свободой.
Наличие свободной воли ни доказать, ни опровергнуть невозможно,
но необходимо постулировать, чтобы вменить человеку всю полноту
ответственности за все совершаемое им. Как существо самодостаточ-