Г.В. Черногорцева
12
М. Хайдеггера, всегда является конститутивным по отношению к
миру и самому себе. Жизнь, говорит Ж.-П. Сартр, «приобретает
смысл, если мы сами придаем его ей» [9, с. 138, 139]. Жизнь требует
от человека решения множества задач, главнейшая среди них —
умение быть самим собой. Забота о сохранении своей индиви-
дуальности в контексте непрерывно меняющихся исторических,
социально-экономических, политических реалий проявляется в
настойчивом усилии человека постичь истину бытия. Это возможно
благодаря тому, что бытие само требует для себя человека, а свобода
помогает человеку удостовериться в себе как сущем, так что
существованием заполнено все и человеку никуда от него не деться.
Собственно, сама экзистенция посвящается сущностным возмож-
ностям бытия в целом. Эти возможности помогают человеку,
живущему в определенной среде, приспособиться к обстоятельствам
жизни, успешно преодолеть всевозможные препятствия на пути
реализации жизненных планов, разобраться в многообразных
воздействиях внешнего мира.
Все это дает возможность человеку как присутствию найти себя в
социальном мире. В контексте заботы о сохранении собственного
существования человек формирует свой мир и свое бытие в мире,
избегая ситуации, характеризующейся невозможностью «быть
принятым» (Г. Марсель) в современном ему жизненном порядке.
Экзистенция обнаруживается в коммуникации, поскольку именно в
социальной множественности, в общении с другими людьми человек
способен обрести подлинное существование, т. е. реализовать
действительные и потенциальные способности, понять себя и других.
Все, что есть человек, и все, что есть для человека, обретается, по
мысли К. Ясперса, в коммуникации. Бытие всегда выступает как бытие
с другими, и только общение дает человеку возможность стать тем,
чем он является. Свобода конкретного человека существует только
тогда, когда свободен и другой. Вне коммуникации нет свободы, и в
этом смысле коммуникация выступает как условие раскрытия Dasein в
его фактичности, тогда как влечение к одиночеству существенно
сокращает жизненные возможности человека. Высшая свобода
человека есть свобода быть, быть в мире, быть самим собой.
Согласно неопозитивизму, фундаментом человеческого бытия
является язык. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и
людьми. Открывающий истину бытия язык живет в произведениях
поэтов и мыслителей. Язык есть игра — игра лингвистическими
знаками (Л. Витгенштейн). Язык формирует мировоззрение людей.
Подлежащее и сказуемое как члены предложения убеждают, что в
мире есть вещи и действия. Значение слова есть его употребление в
языке. Употребление слов носит конвенциональный характер. Язык