Г.В. Черногорцева
4
взятых. Сохраняющая и оберегающая забота Бога как высшего нача-
ла простирается над всеми помыслами и действиями человека. Хри-
стианство способствует утверждению онтологии, дающей бытию
лишь один голос (Ж. Делез).
Христианство способствовало укреплению уз взаимозависимости
людей в трудовой, семейной, общественной жизни, возникновению и
укреплению неформальной сплоченности всех социальных сил. Не-
формальная сплоченность стала важным и необходимым дополнени-
ем к законам и формальным правилам социума, следование которым
способно значительно облегчить повседневную жизнь человека.
Христианство стало символом единения и притяжения всех социаль-
ных сил уже в силу того, что люди уверовали в духовную поддержку
Бога. На многие века единое объединило множественное, жизнь была
приведена к целому церковными таинствами (Й. Хейзинга), «и миру
Рим единство дал», — констатировал В.С. Соловьев. Бог содержит
правду прекрасного символа того, чем должен быть человек.
Христианство признает деятельную любовь к ближнему, привет-
ствует милосердное служение общечеловеческим, а следовательно,
общезначимым ценностям. Человек предстает в качестве существа ра-
зумного, чувствующего, действующего. Начиная с Августина Блажен-
ного, актуализируются проблемы соотношения сущности и существо-
вания человека. Августин утверждал высшую степень несомненности в
том, что «я существую». «И если мне скажут, — говорит он, — а что
если ты обманываешься, то я отвечу: если я обманываюсь, то потому
уже существую». Фома Аквинский полагал, что идея существования
не может быть эквивалентной самому существованию. Он пытался
найти приемлемое сочетание веры и разума, постичь смысл жизни
человека, примирить интеллект и тайну в сердце человека, в сердце-
вине его существования. Николай Кузанский представил человека в
общем порядке вещей как единство света и инаковость телесной
тьмы. Согласно Н. Кузанскому, человек есть Бог, только не абсолют-
ный, поскольку он любим Богом, живет под его патронажем, избав-
лен Богом от ужаса небытия. Человек есть также мир, но не конкрет-
но все вещи; человек обладает способностью и возможностью взы-
вать не только к людям, но прежде всего к Богу. Человек есть
микрокосм, малая Вселенная, или человеческий мир, он выступает
как универсум духовной свободы, в нем сосредоточены все силы и
качества Вселенной. Сущность человека охватывает и Бога, и весь
мир, поэтому человек может быть человеческим Богом, ангелом, зве-
рем или чем угодно: внутри человеческой сущности есть по-своему
все, да и Бог не может спасти человека без его собственных, челове-
ческих, усилий как существа разумного, обладающего свободной во-
лей. В человеке, как во Вселенной, универсальным образом развито