Background Image
Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

4

взятых. Сохраняющая и оберегающая забота Бога как высшего нача-

ла простирается над всеми помыслами и действиями человека. Хри-

стианство способствует утверждению онтологии, дающей бытию

лишь один голос (Ж. Делез).

Христианство способствовало укреплению уз взаимозависимости

людей в трудовой, семейной, общественной жизни, возникновению и

укреплению неформальной сплоченности всех социальных сил. Не-

формальная сплоченность стала важным и необходимым дополнени-

ем к законам и формальным правилам социума, следование которым

способно значительно облегчить повседневную жизнь человека.

Христианство стало символом единения и притяжения всех социаль-

ных сил уже в силу того, что люди уверовали в духовную поддержку

Бога. На многие века единое объединило множественное, жизнь была

приведена к целому церковными таинствами (Й. Хейзинга), «и миру

Рим единство дал», — констатировал В.С. Соловьев. Бог содержит

правду прекрасного символа того, чем должен быть человек.

Христианство признает деятельную любовь к ближнему, привет-

ствует милосердное служение общечеловеческим, а следовательно,

общезначимым ценностям. Человек предстает в качестве существа ра-

зумного, чувствующего, действующего. Начиная с Августина Блажен-

ного, актуализируются проблемы соотношения сущности и существо-

вания человека. Августин утверждал высшую степень несомненности в

том, что «я существую». «И если мне скажут, — говорит он, — а что

если ты обманываешься, то я отвечу: если я обманываюсь, то потому

уже существую». Фома Аквинский полагал, что идея существования

не может быть эквивалентной самому существованию. Он пытался

найти приемлемое сочетание веры и разума, постичь смысл жизни

человека, примирить интеллект и тайну в сердце человека, в сердце-

вине его существования. Николай Кузанский представил человека в

общем порядке вещей как единство света и инаковость телесной

тьмы. Согласно Н. Кузанскому, человек есть Бог, только не абсолют-

ный, поскольку он любим Богом, живет под его патронажем, избав-

лен Богом от ужаса небытия. Человек есть также мир, но не конкрет-

но все вещи; человек обладает способностью и возможностью взы-

вать не только к людям, но прежде всего к Богу. Человек есть

микрокосм, малая Вселенная, или человеческий мир, он выступает

как универсум духовной свободы, в нем сосредоточены все силы и

качества Вселенной. Сущность человека охватывает и Бога, и весь

мир, поэтому человек может быть человеческим Богом, ангелом, зве-

рем или чем угодно: внутри человеческой сущности есть по-своему

все, да и Бог не может спасти человека без его собственных, челове-

ческих, усилий как существа разумного, обладающего свободной во-

лей. В человеке, как во Вселенной, универсальным образом развито