Background Image
Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

3

Чтобы творить добро, важно знать, в чем именно оно состоит.

Представитель школы киников Кратет утверждал, что всякая жизнь,

прожитая в воздержании, заставляет и других жить достойно и спра-

ведливо. Благодаря такой жизни душа сильна, тело здорово, а сами

люди счастливы, ибо довольствуются тем, что имеют. Внутренняя

свобода человека всегда связана со справедливостью, которая дает

душе несравненный покой, позволяя жить, никого не боясь, никого

не стыдясь, разумно пользуясь телесными и духовными качествами,

получая удовольствие и пользу.

По мысли Платона, главное для человека — постичь идею блага,

и тогда с человеком «хорошим не бывает ничего плохого ни при

жизни, ни после смерти». Постижение того, что есть добро, выступа-

ет как необходимое условие внутренней свободы. Гармоничное соче-

тание различных стремлений души возможно посредством разумного

отношения человека к самому себе. Мудрость, сообразительность,

рассудительность Аристотель относил к разумным добродетелям че-

ловека, а щедрость и благоразумие — к нравственным. Сама природа

ведет человека к добродетели: быть добродетельным значит жить в

согласии с гармонией природы, в соответствии инстинктом самосо-

хранения. Как живое существо человек зависит от внешних вещей.

Эта зависимость может быть связана как с удовольствием, так и со

страданием. Как существо свободное человек может обрести счастье

посредством своей деятельности, и в этом «никакая сила неба и зем-

ли» не в состоянии ему помешать.

Обращение к творчеству Платона показывает, что великий мысли-

тель античности полагал, что боги не только замышляют, исчисляют,

складывают, собирают человека, но и наделяют его многочисленными

способностями в свою очередь замышлять, исчислять, творить, более

того – жить в гармонии с божественным исчисляющим разумом и сооб-

разно природе поддерживать равновесие между внутренними и внеш-

ними движениями, причем нарушение гармонии чревато для человека

недомоганием и даже болезнями. С точки зрения античности жизнь че-

ловека — это борьба, прежде всего за собственное самосовершенствова-

ние посредством активного участия в жизни полиса, формирующего

искусство жить в согласии с природой и людьми.

Возникновение христианства породило смену парадигмы фило-

софских подходов к интерпретации жизни и сущности человека. От-

ныне человек рассматривается как образ и подобие Бога, составная

часть мирового порядка. Согласно христианству, в тварном мире

любовь к Богу как источнику существования сильнее, чем любовь к

самому существованию, ибо обращенная к Богу молитва может со-

держать не только просьбу о дарах — главное, что человек может

просить Бога дать ему самого себя, что важнее всех даров, вместе