Г.В. Черногорцева
2
себя на весь остаток своей жизни» [1, с. 353]. Жизнь в соответствии с
гармоничным космосом считалась наиболее благой и достойной, ибо
греков привлекала особого рода взвешенная мудрость в отношении
меняющейся жизни. Философствовал всякий, кто был свободен
(Дж. Сантаяна). При всем почитании богов и уважении к ним, полагали,
что над всем властвует в качестве необходимости рок, судьба. На осно-
ве единой судьбы и хорового служения возможна участь героическая.
Важнейшее значение в жизни человека имеет Эрос как устрем-
ленность к творческой деятельности, к созиданию во всех сферах
личной и общественной жизни. Эрос воплощает безграничность
творческих возможностей человека, выступает средством достиже-
ния знания не только по мнению, но и по истине, обеспечивая про-
никновение в суть вещей, требуемое повседневной жизненной прак-
тикой. Человек должен стараться стать законопослушным и добропо-
рядочным гражданином полиса.
Осознание конечности человеческой жизни привело к популяр-
ности идеи о переселении душ. Приверженный точному знанию,
уважаемый согражданами Пифагор вполне серьезно утверждал: «Был
я и отроком юным, и девой прекрасной, и листом, и кустом, и рыбой
морской бессловесной». Добродетель и честность, правдивость и
стремление к добру ценились весьма высоко. Пифагор утверждал,
что когда человек говорит правду, он уподобляется Богу. Согласно
Гераклиту, мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и дей-
ствовать согласно природе. По мысли Протагора, добродетель не яв-
ляется врожденным качеством человека, добродетели научаются, и
если человек стал добродетельным, то исключительно в силу приле-
жания. Значит, у человека есть выбор: стать добродетельным или
воздержаться. И это при том, что «для всех людей одно и то же благо
и одна и та же истина» (Демокрит).
Характеризуя взаимоотношения человека и полиса, Демокрит
прежде всего исходит из интересов человека: полисные установления
имеют смысл и ценность в той мере, в какой они служат человеку.
Целью человеческой жизни является счастье, а оно достижимо на пу-
тях свободы. Человек — сам организатор своей собственной жизни.
Если у него хорошее состояние духа, он стремится к справедливым и
законным делам, радости, здоров и беззаботен. Дурные поступки по-
вергают человека в состояние страха и самоосуждения. Человек,
знающий, в чем состоит добродетель, что такое добро и благо, не
может поступать несправедливо. По мысли Сократа, задача человека
состоит в том, чтобы познать самого себя. Знание имеет большое
значение, ибо ошибки и неблаговидные поступки определяются не-
знанием того, что есть добродетель, незнанием правильной дороги,
верного пути, безошибочного варианта. Отсюда убеждение в том, что
высшей добродетелью (еще по мнению Сократа) является знание.