Background Image
Previous Page  6 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 15 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

6

В такой ментальной обстановке обнаружилось неизбежное: про-

кламируемая толерантность оказалась до удивления избирательной,

терпимой в первую очередь именно к социальному пороку и духов-

ным отклонениям. И это не случайно, ибо конечная цель, которая в

данном случае преследовалась, в том и состояла, чтобы морально

разоружить моральных. Через идею безбрежной толерантности

втолкнуть общество в пространство неограниченных разрушений не

просто прежних, а по сути — вечных моральных норм и культурных

устоев, а также стоящих за ними ценностей национальной идентич-

ности. Но безграничная толерантность ко всему девиантному в чело-

веке и обществе — это только часть проекта идеологии новой толе-

рантной распущенности.

За ним стоят куда более социально и политически реалистичные

силы, озабоченные отнюдь не правами сексуальных меньшинств и

публичным смакованием различного рода социальных и ментальных

патологий. Во всяком случае, озабоченные не только этим. Речь идет

о новой стратегии новых социальных сил истории, сознательно раз-

вязывающих себе руки для новых теневых экономических, социаль-

но-политических и культурных практик, легитимирующих тоталь-

ную коррупцию, гражданскую безответственность, стяжательские

инстинкты и даже предательство национальных интересов и святынь

с помощью идеологии безбрежной толерантности. В связи с этим,

похоже, терпимость к персоналистическим отклонениям нужна лишь

для того, чтобы довести ее до терпимости к отклонениям экономиче-

ского, социально-политического и культурного порядка. Сделать мо-

ральную патологию и социальные отклонения признаком нормы.

И с позиций безграничной толерантности получается так, что все

это надо будет терпеть, потому что это часть человеческих свобод, а

значит, и право на безграничную вариативность выбора. Надо прояв-

лять чудеса демократической терпимости ко всем экспроприатор-

ским практикам, гражданское согласие с попранием всех социальных

прав и гарантий; надо идти на компромиссы с теми, кто требует от

вас очередных жертв и нешуточных уступок в пользу себя и своих

интересов как держателей власти и собственности. В итоге демокра-

тия незаметно превращается в школу для воспитания терпения по от-

ношению к тем, кто с ее помощью навязывает вам приоритет своих

интересов над вашими. Странная, но весьма показательная по своей

социальной симптоматике асимметрия современной демократии и ее

либеральных принципов.

И еще об одном краеугольном камне современного либерализма,

с которого, собственно, и начинается либерализм и как философия, и

как политика, и как история — о последовательном, гипертрофиро-

ванном индивидуализме. Его становление было связано с такими