С.А. Соболева
6
В такой ментальной обстановке обнаружилось неизбежное: про-
кламируемая толерантность оказалась до удивления избирательной,
терпимой в первую очередь именно к социальному пороку и духов-
ным отклонениям. И это не случайно, ибо конечная цель, которая в
данном случае преследовалась, в том и состояла, чтобы морально
разоружить моральных. Через идею безбрежной толерантности
втолкнуть общество в пространство неограниченных разрушений не
просто прежних, а по сути — вечных моральных норм и культурных
устоев, а также стоящих за ними ценностей национальной идентич-
ности. Но безграничная толерантность ко всему девиантному в чело-
веке и обществе — это только часть проекта идеологии новой толе-
рантной распущенности.
За ним стоят куда более социально и политически реалистичные
силы, озабоченные отнюдь не правами сексуальных меньшинств и
публичным смакованием различного рода социальных и ментальных
патологий. Во всяком случае, озабоченные не только этим. Речь идет
о новой стратегии новых социальных сил истории, сознательно раз-
вязывающих себе руки для новых теневых экономических, социаль-
но-политических и культурных практик, легитимирующих тоталь-
ную коррупцию, гражданскую безответственность, стяжательские
инстинкты и даже предательство национальных интересов и святынь
с помощью идеологии безбрежной толерантности. В связи с этим,
похоже, терпимость к персоналистическим отклонениям нужна лишь
для того, чтобы довести ее до терпимости к отклонениям экономиче-
ского, социально-политического и культурного порядка. Сделать мо-
ральную патологию и социальные отклонения признаком нормы.
И с позиций безграничной толерантности получается так, что все
это надо будет терпеть, потому что это часть человеческих свобод, а
значит, и право на безграничную вариативность выбора. Надо прояв-
лять чудеса демократической терпимости ко всем экспроприатор-
ским практикам, гражданское согласие с попранием всех социальных
прав и гарантий; надо идти на компромиссы с теми, кто требует от
вас очередных жертв и нешуточных уступок в пользу себя и своих
интересов как держателей власти и собственности. В итоге демокра-
тия незаметно превращается в школу для воспитания терпения по от-
ношению к тем, кто с ее помощью навязывает вам приоритет своих
интересов над вашими. Странная, но весьма показательная по своей
социальной симптоматике асимметрия современной демократии и ее
либеральных принципов.
И еще об одном краеугольном камне современного либерализма,
с которого, собственно, и начинается либерализм и как философия, и
как политика, и как история — о последовательном, гипертрофиро-
ванном индивидуализме. Его становление было связано с такими