Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы
11
от прямых вызовов России. Ее сторонники считают, что односторон-
ние политические уступки Российской Федерации должны убедить
страны НАТО в миролюбии России; это поможет принять ее в каче-
стве равного им партнера.
На практике реализация такой политики уже привела к постоян-
ному вмешательству во внутренние дела России и ущемлению наших
национальных интересов. В нарушение всех договоренностей блок
НАТО не только вошел в зону СНГ (которая рассматривалась как зо-
на интересов России), но началось развертывание системы американ-
ских ПРО практически у наших границ.
Второй подход основан на монетаризме. Он заключается в том,
что военную реформу следует «вписывать в военный бюджет», кото-
рый не должен выходить за рамки «научно обоснованного процента
от ВВП». В реальности данная концепция служит оправданием мно-
голетнего недофинансирования Вооруженных сил РФ, которое при-
вело их к острейшему системному кризису.
Таковы, в самом первом приближении, результаты игнорирова-
ния первого урока Просвещения: различия между двумя типами ра-
зума, коммерческим и творческим, как и возможность конфликта
между ними, в полной мере не были оценены, и возможности даль-
нейшего научно-технического развития были принесены в жертву
коммерческому успеху.
Второй урок
Просвещения, проигнорированный августом 1991 г.,
заключается в том, что Просвещение — это общественная система,
входя в которую человек освобождается от фатальных ограничений,
накладываемых на него социальным происхождением и неравенством
стартовых жизненных условий. Просвещение утверждает одну — и
самую главную — корреляцию, сохраняющую возможность верти-
кальной социальной мобильности, но ставящую ее в полную зависи-
мость от
овладения знаниями
. Современные рыночные реформы в Рос-
сии радикально изменили эту зависимость между образованностью и
успехом, резко понизив социальный статус носителей творческого ра-
зума — научно-технической интеллигенции по сравнению со статусом
коммерческого разума — носителей «рыночной субкультуры», заня-
тых всевозможными теневыми практиками рыночного обмена.
Скажем больше: постсоветсткие реформаторы, похоже, «ведут
дело к подмене мобильности посредством образования рыночной
мобильностью, более обязанной не знаниям, а спекулятивным играм
обмена»
[6, c. 498]. И это на фоне все более сужающегося права на
бесплатное образование, что неизбежно возвращает бедных в ситуа-
цию фатально наследуемой бедности. В этом контексте право на об-
разование превращается в несравненно превосходящее по своей цен-
ности все остальные права — свободу слова, партийно-политический
плюрализм и другие декоративные игры «республики богатых». В
связи с этим сказать, что приватизаторы отняли у народа собствен-
ность, — значит сказать слишком мало. Речь идет о большем: об экс-