Background Image
Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы

5

претендовать на статус истинного есть знак его тоталитарных пре-

тензий на власть и господство — на право быть единственной точкой

отсчета адекватного понимания реальности. Что категорически недо-

пустимо в истинно демократическом обществе, которое живет мно-

гообразием точек зрения, самим правом на их существование, а не

сведением их к единому основанию. В этом смысле истина гораздо

менее демократична, чем противостоящие ей ложь, заблуждения,

предрассудки, иллюзии и прочие интеллектуальные мнимости. По-

тому что их много и они могут до бесконечности конкурировать друг

с другом в пространстве плюральности, образовывать немыслимые

комбинации, постоянно меняться в зависимости от конъюнктуры и

убедительности оппонента, но главное —

не претендовать на какой-

то обязывающий статус

— онтологический, логический, экономи-

ческий, социально-политический, духовный.

А истина, как правило, одна и обладает, ко всему прочему, подозри-

тельной неуступчивостью. Уже только поэтому объективную истину

нельзя допускать в пространство гражданского демократического об-

щества, ибо она одна способна перевесить весь фантасмагорический

калейдоскоп мнений и интеллектуальной вкусовщины и потребовать

безоговорочной капитуляции от тех, кому она не в радость. Так развя-

зывается беспрецедентная оргия деградации человека — разложение

его в иллюзиях. Так рождается человек, готовый от имени либерального

разума презреть и растерзать истину. Но человек, готовый к такому об-

ращению с истиной, готов презреть и растерзать весь мир.

Отсюда, из такой либеральной трактовки истины, вытекает и но-

вое требование — безграничной толерантности. Она стала ключевым

словом новой либеральной идеологии, которая за предпосылку толе-

рантности почему-то стала выдавать абсолютное безразличие к цен-

ностям. Этому весьма способствовала, в частности, и моральная пе-

реинтерпретация знаменитого правового принципа: «разрешено все,

что не запрещено законом», призванного, казалось бы, только к од-

ному — легитимизировать правовое поле активности, еще не освоен-

ное правовым сознанием. Но ему намеренно было придано значение,

заметно превосходящее его правовой смысл и статус. Он стал трак-

товаться еще и как моральный принцип. В итоге получилось нечто

неожиданное, но весьма устраивающее борцов с «догматикой тради-

ционной авторитарности»: все, что не запрещено законом, оказыва-

ется, не подлежит запретам и осуждению не только правовым,

но и

моральным сознанием

. Так было размыто пространство, в котором

свободу действия получили чуть ли не любые нормы и критерии.

Оно оказалось пространством без выраженных ограничений и преде-

лов для действия любых социально-политических и духовных сил, с

любыми целями, ценностями и смыслами.