Background Image
Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы

3

ет она, как и при традиционном колониализме, в интересах метропо-

лии. Управление это не столь жестко и линейно в политическом от-

ношении, но политическое управление дополняется не менее эффек-

тивным экономическим управлением посредством международных

организаций и ТНК. Глобальный характер современной неоколони-

альной системы определяется тем, что в отличие от традиционного

колониализма формируется единая метрополия, осуществляющая ру-

ководство всеми колониями. При этом глубинная суть взаимоотно-

шений метрополии и колоний остается неизменной. Глобальное

управление со стороны метрополии неоколониальными странами ве-

дет к потере ими политического суверенитета, периферийности их

экономики, уменьшению численности населения, снижению оборо-

носпособности, засилью чуждой местным традициям массовой куль-

туры, идущей из метрополии. Основные признаки неоколонии: от-

сутствие науки и высоких технологий; низкие продолжительность и

качество жизни населения; ориентированное на подготовку узких и

недалеких специалистов образование; потребление населением про-

дуктов в соответствии с более низкими стандартами; примитивный

уровень медицины; вынужденность политических решений в интере-

сах метрополии; выкачивание сырьевых и духовных ресурсов; жела-

ние жителей неоколоний эмигрировать и посылать своих детей

учиться и жить в метрополию и т. д.

Что можно этому противопоставить, учитывая громадный пере-

вес сил на стороне глобального неоколониализма, имеющего превос-

ходство в военной, экономической, технологической, культурной и

информационной областях? Как должны бороться государства мира с

идеологией глобального неоколониализма, который хочет лишить их

независимости? Прежде всего, созданием

собственных государ-

ственных идеологий

.

Идеология была, есть и остается краеугольным камнем культур-

ных и духовных основ существования любого общества, местом его

силы, итогом развития его самосознания, средством консолидации и

культивирования коллективных сущностей социума. Это не тот фе-

номен, от наличия или отсутствия которого совершенно не пострада-

ет общество, а такой,

без которого вообще нет общества

. Идеология

есть ценностная сфера общественного и индивидуального сознания с

многообразными и в принципе незаменимыми функциями, особенно

в сфере политики. Именно в ней любой субъект «нуждается в идео-

логии как в средстве духовного сплочения и руководства, которое

направляет поведение людей в сфере политических отношений, фор-

мирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их

активность, способствует социальной интеграции групп, вовлечен-

ных в политическое действие или готовящихся к нему» [2, c. 204].