Идеология неолиберализма в России: последствия и перспективы
3
ет она, как и при традиционном колониализме, в интересах метропо-
лии. Управление это не столь жестко и линейно в политическом от-
ношении, но политическое управление дополняется не менее эффек-
тивным экономическим управлением посредством международных
организаций и ТНК. Глобальный характер современной неоколони-
альной системы определяется тем, что в отличие от традиционного
колониализма формируется единая метрополия, осуществляющая ру-
ководство всеми колониями. При этом глубинная суть взаимоотно-
шений метрополии и колоний остается неизменной. Глобальное
управление со стороны метрополии неоколониальными странами ве-
дет к потере ими политического суверенитета, периферийности их
экономики, уменьшению численности населения, снижению оборо-
носпособности, засилью чуждой местным традициям массовой куль-
туры, идущей из метрополии. Основные признаки неоколонии: от-
сутствие науки и высоких технологий; низкие продолжительность и
качество жизни населения; ориентированное на подготовку узких и
недалеких специалистов образование; потребление населением про-
дуктов в соответствии с более низкими стандартами; примитивный
уровень медицины; вынужденность политических решений в интере-
сах метрополии; выкачивание сырьевых и духовных ресурсов; жела-
ние жителей неоколоний эмигрировать и посылать своих детей
учиться и жить в метрополию и т. д.
Что можно этому противопоставить, учитывая громадный пере-
вес сил на стороне глобального неоколониализма, имеющего превос-
ходство в военной, экономической, технологической, культурной и
информационной областях? Как должны бороться государства мира с
идеологией глобального неоколониализма, который хочет лишить их
независимости? Прежде всего, созданием
собственных государ-
ственных идеологий
.
Идеология была, есть и остается краеугольным камнем культур-
ных и духовных основ существования любого общества, местом его
силы, итогом развития его самосознания, средством консолидации и
культивирования коллективных сущностей социума. Это не тот фе-
номен, от наличия или отсутствия которого совершенно не пострада-
ет общество, а такой,
без которого вообще нет общества
. Идеология
есть ценностная сфера общественного и индивидуального сознания с
многообразными и в принципе незаменимыми функциями, особенно
в сфере политики. Именно в ней любой субъект «нуждается в идео-
логии как в средстве духовного сплочения и руководства, которое
направляет поведение людей в сфере политических отношений, фор-
мирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их
активность, способствует социальной интеграции групп, вовлечен-
ных в политическое действие или готовящихся к нему» [2, c. 204].