С.А. Соболева
10
развития науки, которую, согласно неолиберальной идее о переме-
щении академической науки в университеты, под видом «реформ»
сознательно продолжают разрушать (прикладную науку мы уже по-
теряли, теперь уничтожают фундаментальную). Между тем ведущие
страны мира не заинтересованы в усилении нашего научно-техни-
ческого потенциала, так как невыгодно создавать себе в лице России
конкурента на мировом рынке по выпуску наукоемкой продукции.
В результате Россия становится фактически «сборочным цехом» за-
падной техники, в то время как собственные предприятия банкротят-
ся и закрываются.
3. В 1990-е гг. был широко распространен неолиберальный тезис
о том, что собственное сельское хозяйство России не нужно, по-
скольку оно не способно решить проблему продовольственной без-
опасности. Ставка делалась на «фермеризацию» страны. Однако эта
политика обернулась катастрофическим разрушением отечественно-
го агропрома, в результате чего
оказалась подорванной продоволь-
ственная безопасность России
.
Из международной практики известно, что при ввозе до 20 % про-
дуктов питания страна попадает в продовольственную зависимость и
может утратить суверенитет. Ныне, как и в 1990 г., более 40 % продо-
вольствия — это импорт. В Москве он составляет почти 80 % [4,
c. 680]. Такой характер обеспечения продовольственной безопасно-
сти можно обозначить как «нефть в обмен на продукты». Постоянная
продовольственная зависимость в любой момент может оказаться
настоящей катастрофой для страны. Например, если из-за ситуации
вокруг Крыма и Украины наши западные «партнеры» перекроют нам
поставки продовольствия или «заморозят» наши валютные активы,
Россия со своим двухмесячным импортным продуктовым запасом в
одночасье может стать очередным Египтом.
4. Начиная с 1990-х гг. неолиберальные реформы в сфере военно-
го строительства значительно
подорвали оборонный потенциал
страны
и привели к снижению боеспособности Вооруженных сил
РФ. В значительной степени это объясняется тем, что последние два
десятилетия в отечественной военно-политической мысли господ-
ствуют неолиберальные концепции (которые продолжают навязывать
руководству страны) о необходимости ускоренного военно-полити-
ческого сближения России и стран НАТО (вплоть до вхождения
нашей страны в этот блок) и об отсутствии с их стороны прямой во-
енной угрозы для России. При этом ссылаются на то, что в ХХI в. ос-
новную военную угрозу для России представляют Китай, локальные
военные конфликты и международный терроризм.
Можно выделить два неолиберальных подхода к проведению ре-
форм Вооруженных сил РФ. Первый — это «концепция уклонения»