Background Image
Previous Page  12 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 15 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

12

проприации самих социальных возможностей, заложенных в демо-

кратической системе Просвещения. И, судя по разрушительным итогам

так называемых реформ, «Россию сегодня уничтожают как страну,

овладевшую системой Просвещения и всеми процедурами открытия

новых возможностей, с нею связанных» [6, c. 524].

Знаменитая неприязнь либерализма к государству, в условиях

России принявшая явно абсолютизированные, а потому и несуразные

формы, также имеет глубокие протестантские корни. Протестантский

тип человека, находящегося один на один с Богом, безо всяких, ин-

ституциональных посредников, конвертировался в принцип соб-

ственника, находящегося один на один с рынком безо всяких обще-

ственных и, прежде всего, государственных подстраховок. Такая

ценностная установка, как показала история, продуктивна лишь в

определенных условиях и до определенных пределов, за которыми

начинаются игры с хорошо различимыми социал-дарвинистскими и

расистскими оттенками. Они не просматриваются, если оставаться в

плену либеральных идеологических стереотипов и сводить демокра-

тию только к свободе критики и индивидуального самоопределения.

Но достаточно поставить простейший вопрос —

какой социаль-

ной ценой, за счет кого и чего

должны осуществляться эта критика и

это самоопределение, — как все и сразу становится на свои места.

Оказывается, за счет всех тех, кто отвергаем принципами рыночного

отбора, не способен жить по законам рыночных джунглей и для кого

мораль и ее социальные смыслы все еще не пустой звук. Отсюда и

стремление «избранников рыночного отбора» остаться один на один

с его париями, лишить последних всякой социально значимой ин-

станции, способной силой государственных интересов призвать к по-

рядку и ответу зарвавшееся социальное хищничество. В этих услови-

ях призывы к государственному невмешательству в социальный и

политический исход таких отношений граничат с практиками под-

держки скрытого социального террора.

При этом свобода от государства, прокламируемая российскими

либералами, приобрела какой-то двойственно-тройственный, точнее —

избирательный оттенок. В самом начале «либерального джихада» ан-

тиэтатизм стал знаменем разрушения старого общественно-поли-

тического строя и его фундамента — советской государственной

системы. Но когда речь зашла о распределении главных кусков госу-

дарственной собственности через процедуры номенклатурной прива-

тизации, о ее удержании и закреплении средствами государства,

государство перестало быть только помехой, поскольку в той или

иной форме было организатором и соучастником этих процессов.

Во всяком случае, именно те, кто наиболее истово боролись с рус-

ским этатизмом, почему-то больше всего и стремились попасть в госу-

дарственные структуры и овладеть ими. Но как только «процессы»

стали близки к завершению, а на повестке дня появились естественные

задачи государственного управления, неистовый антиэтатизм вновь