Background Image
Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

С.А. Соболева

4

Тем удивительнее ситуация идеологического абсурда, в которой

оказались и страна, и нация после августа 1991 г. года или, если вос-

пользоваться физическими аналогиями, ситуация идеологического

вакуума. В своих физических свойствах вакуум — явление крайне

нестабильное, из которого спонтанно может появиться все что угод-

но. Он принципиально не прогнозируем в своем поведении.

Все эти свойства физического вакуума многократно усиливаются

процессами вакуумизации социальной реальности и прежде всего ее

идеологической составляющей, когда поведение общественного ор-

ганизма доводится до состояния, близкого к хаотическому, в силу

идеологической хаотизации его сознания. При этом «внутренние, мо-

ральные основы человеческого поведения заменяются внешними,

формальными, а сдерживающие нормативные начала ослабляются.

Тем самым активизируются разрушительные потенции, скрытые в

глубинах человеческой психики. Свобода оказывается “даром данай-

цев”» [3, c. 261].

Определяющую роль во всех этих процессах хаотизации сыграла

идея тотальной деидеологизации общества. Она стала частью общего

проекта цивилизационного переворота в России, слома базовых

структур ее исторической и национальной идентичности в конце

ХХ столетия. Эта идея была доведена до абсурда, до идеи преодоле-

ния идеологии вообще. Естественно, это не удалось и никогда не

удастся воплотить, но сделано было главное: обществу был навязан

запрет на различие и оценку общественных явлений и идей с точки

зрения истины и лжи, добра и зла, справедливости и несправедливо-

сти, закона и беззакония, нормы и патологии, святости и греха.

Больше и хуже того, под всю эту гремучую вселенскую смесь, раз-

рушающую все формы нормального проявления здорового сознания,

была подведена даже философская идейно-теоретическая база, отда-

ющая свойствами крайнего декаданса, вплотную граничащего с диа-

гнозами клиники. Каковы ее самые распространенные проявления?

Отрицание наличия любой иерархии в любых ценностях, даже в

нравственных, провозглашение их абсолютной относительности и

даже виртуальности. Более того, в культуре вообще была предприня-

та попытка превратить ценности в антиценности, а антиценности – в

основные, доселе «скрытые» ценности. Всяческие патологии и явные

аномалии, будь то феномен безумия, сексуальные извращения или

культурные маргиналии, начали приобретать статус «сверхценно-

стей» и норм «истинного» бытия.

Истина трактуется как вредная и подавляющая свободу «метафи-

зическая фикция», ибо образы мира и виды знания в головах людей

неизбежно субъективны, а потому и неизбежно плюралистичны.

Стремление же какого-либо знания (даже логико-математического!)