А.В. Чернышева
8
И наконец, предельный случай: «яркий» =
E + S + C
. Конвенцио-
нальность символа обычно ограничивается определенными условия-
ми, связывающими его с изначально данными. Например, рисунок
фонографа не может быть всецело конвенциональным, хотя в нем
будут присутствовать и эпифеноменализм, и субстанция. В формуле:
«рисунок фонографа» =
E + S + C
x
— C
x
обозначает совокупность
определенных условий, которые ограничивают конвенциональность
символа.
Хотя познание и оперирует находящимися на различных ступе-
нях развития символами, в целом оно является символичным.
И в первую очередь это связано с природой самого человека. «Ору-
дия и символы — это два дополняющих друг друга аспекта творче-
ской деятельности человека» [14, с. 178]. Орудия — это символиче-
ские органы человеческого тела, а символы — инструментальные ор-
ганы
человеческой
психики.
Поскольку
производственная
деятельность является тесно слитым единством «естественных»,
природных материалов и «искусственных», созданных человеком
орудий, то познавательная деятельность человека представляет собой
«неразрывное единение реального и идеального, данного и созданно-
го, фактического и символического» [14, с. 178].
Итак, функциональное единство форм культуры, по мнению
П.С. Юшкевича, состоит в их символической природе, непосред-
ственным образом вытекающей из природы самого человека как су-
щества трудящегося и создающего орудия труда. Творчество культу-
ры — это творчество символов различной степени общности.
На уровне обыденного сознания оно происходит стихийно, превра-
щая в итоге хаос первичных автономных ощущений в космос види-
мого мира. Однако сам акт подобного творения является «культур-
ным актом», поскольку формирование видения мира — это форми-
рование его
человеческого
видения. В дальнейшем творчество
продолжается и в форме общественного сознания — в искусстве,
науке, философии, религии и т. п., выступая как создание художе-
ственных образов, понятий, законов морали и нравственности, рели-
гиозных представлений, форм поведения. Однако в то же время оно
представляет собой и конструирование «второго мира», «символиче-
ской реальности», обладающей устойчивостью и получающей у че-
ловека статус «истинной реальности».
Появляющееся в результате культурного творчества удвоение
мира приводит к тому, что непосредственно данное, в формах кото-
рого предметно выражает себя творчество символов, приобретает ха-
рактер знака некоторого другого, не сводимого к нему. Это и есть его
культурное содержание. Предметное (материальное) бытие культуры
превращается в инобытие ее эпифеноменального содержания; оно
выступает в качестве знака, а целостное бытие культуры состоит в