Философия культуры русского махизма: эмпириосимволизм П.С. Юшкевича и эврология П.К. Энгельмейера - page 14

А.В. Чернышева
14
еще один шаг человеческой культуры в создании нового, человече-
ского мира.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть,
что, по мнению П.К. Энгельмейера, эврологии принадлежит большое
будущее. Согласно его точке зрения, человек — подобие льдины,
плавающей в океане космоса, основанием которой служит бессозна-
тельный фундамент человеческой души — инстинкт, рефлекс, дея-
тельность. Над поверхностью океана возвышается лишь вершина
льдины, которую освещает свет сознания. Именно ей и отдает все
свои силы наука. Однако и фундамент также нуждается в изучении.
Ученый определяет отрасль знания, которой предстоит заняться ана-
лизом человеческой деятельности, как «активизм».
Активизм призван ответить на вопросы: каким образом внутри
сознания осуществляется переход от материального к нематериаль-
ному, и наоборот; каким образом нечто нематериальное может и бу-
дет соответствовать материальному? Не ставая перед собой цели
синтезировать махизм с социологией, подобно А.А. Богданову, и бу-
дучи «чистым» эмпириокритиком, П.К. Энгельмейер, однако, заду-
мывается над содержанием таких понятий, как «практика», «логика»,
«логика творчества», «логика цели».
«Практическая деятельность человека», «автоматизм», «посту-
пок» — вот те понятия, вокруг которых, по его мнению, и будет вра-
щаться будущая наука о культуре.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Горохов В.Г. Русский инженер-механик и философ техники Петр Кли-
ментьевич Энгельмейер.
Вопросы истории естествознания и техники,
1990, № 4, с. 41–60.
[2]
Курочкина Л.Я. Человек и творчество в русской культуре начала ХХ века
(П. Энгельмейер).
Человек. Экономические и духовные ценности обще-
ства: сб. науч. тр.
Воронеж, 1991, с. 53–61.
[3]
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М.
Символ и сознание (метафизи-
ческие рассуждения о сознании, символике и языке).
Москва, 2009.
[4]
Никитина Н.Н.
Философия культуры русского позитивизма начала века.
Москва, Аспект Пресс, 1996.
[5]
Петрович Г.П.
Философия техники и творчества П.К. Энгельмейера.
Историко-философский анализ.
Дис. … канд. философ. наук. Екатерин-
бург, 2002.
[6]
Стейл Д.
Наука и революция: рецензия эмпириокритицизма в русской
культуре (1877
1910).
Москва, Академический проект, 2013.
[7]
Хессе К. Петр Климентьевич Энгельмейер. К философскому наследию
русского инженера.
Вопросы истории естествознания и техники,
1990,
№ 4, с. 60–70
.
[8]
Чернышева А.В. Культура как творчество: эмпириосимволизм П.С. Юш-
кевича и эврология П.К. Энгельмейера.
Social science. Общественные
науки,
2012, № 3, с. 127–137.
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17
Powered by FlippingBook