Философия культуры русского махизма: эмпириосимволизм П.С. Юшкевича и эврология П.К. Энгельмейера - page 10

А.В. Чернышева
10
С этой точки зрения и научный закон, и художественный образ, и
практический навык, выраженный пластическим движением, в рав-
ной степени становятся результатами творчества, позволяющими
лучше ориентироваться в постоянно расширяющемся мире опыта и
увязывать многообразие фактов, эмоций и впечатлений в целесооб-
разное единство. Творчество таких форм — особое состояние, в ос-
нове которого лежит синтезирующая сила, требующая воли.
В теории эврологии человек как субъект творчества обладает ра-
зумом, интуицией и способностью воплощать свои замыслы, активно
действовать. Однако связь человека с праматерью-природой ирраци-
ональна, это связь живого с живым. Живая связь иррациональна, она
не дается разуму, а открывается только переживанию, чувству и ин-
туиции. Последняя же связывает человека с мировым целым.
Интуиция первой встречается с действительностью и определяет
позицию личности в творчестве; она выражается в чувстве, эмоции,
страсти, иногда это — смутное влечение, а иногда — смутно пред-
чувствуемая идея. Интуиция включается, когда нечто совершается в
первый раз, когда возникает новая задача, когда в результате творче-
ского акта возникает новый факт культуры. По существу, творчест-
во — это решение новой задачи. От интуиции неотделима гениаль-
ность, которая также «вкраплена» в психику каждого человека. Гени-
альность есть не что иное, как гипертрофия интуитивного фактора
творчества.
По мнению П.К. Энгельмейера, интуиция гораздо ближе к ис-
тине, нежели разум. Разум обладает целым рядом достоинств: ясно-
стью, доказуемостью всех выводов, а самое главное — он в состоя-
нии неоднократно повторять свои доказательства. Именно поэтому
он работает на будущее, на потомков. Разум способен накапливать
полезный опыт, «он одевает интуицию в слова, знаки и образы, год-
ные для передачи другим, понятные другим» [12, с. 79].
То, что открывает разум, становится достоянием всех и может
использоваться на практике, а произведение интуиции уникально и
неповторимо. И если интуиция роднит человека с лоном его рожде-
ния — космосом, душу его — с душой всего живого, то разум, явля-
ясь самым юным созданием космоса, принадлежит только человеку.
Предшествующая философия, по стойкому убеждению мыслите-
ля, уделяла достаточно внимания и интеллекту, и интуиции, обходя
своим вниманием практику. Такое положение вещей, с его точки зре-
ния, несправедливо, поскольку деятельность — это великая загадка,
и философии еще только предстоит ее разгадать.
Философ полагает, что в автоматических реакциях и механиче-
ской деятельности, минуя разум, перекидывается прямой мост между
космосом и человеком. Действуя инстинктивно, люди решают самые
сложные жизненные задачи, и их решения по большей части оказы-
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17
Powered by FlippingBook