А.В. Чернышева
12
Существенным фактором творчества является вера человека в
свою гипотезу, идею, любовь к ней, абсолютная уверенность в том,
что она должна быть явлена бытию.
Рано или поздно неизбежно наступает момент, когда сам творец
начинает видеть свою идею достаточно ясно и отчетливо. Замысел
родился. Совершен первый акт изобретения. И хотя продукта как та-
кового еще нет, а есть только замысел, но это уже целостный, каче-
ственно определенный акт творчества, отмеченный деятельностью
интуиции. Продукт его будет отличаться гипотетическим характе-
ром, целостностью (целое больше частей), целесообразностью, т. е.
соответствием основному «хотению», и самородностью (происхож-
дению из недр души).
Продуктом первого акта творчества может быть идея изобрете-
ния, научная гипотеза, художественный замысел, наконец, намерение
совершить какой-либо поступок.
Следующий акт творчества состоит в обдумывании замысла и во
всем, что связано с дискурсивным мышлением. В результате появля-
ется проект, модель, сценарий, план исполнения и т. д.
И наконец, заключительный акт творчества включает все, что
называется мастерством, ремеслом, техникой исполнения. Здесь на
первый план выходят приемы ремесла, навык, сноровка, ловкость.
Его результатом является готовое творение: художественное произ-
ведение, научное открытие, техническое изобретение, поступок как
таковой.
По мысли П.К. Энгельмейера, любое изобретение искусственно,
целесообразно, неожиданно, цельно. Ведь там, где нет искусственно-
сти, царит природа; где нет целесообразности, возникает случайная
находка; где нет неожиданности, там господствуют только логика и
методическое мышление; а там, где нет цельности, нет и законченно-
го произведения. И в таком случае границы человеческого творчества
полностью совпадают с границами культуры, в которой нет ничего,
что некогда не было бы изобретено. «Искусственный макрокосм, ко-
торым человек себя окружает, — это та искусственная природа,
внутри которой культурное человечество проводит жизнь, которая и
его самого проникает насквозь и проникла до такой степени, что да-
же и весь культурный человек является своим собственным создани-
ем. Это такой же искусственный продукт, как призовая лошадь, овца,
пшеница, пивные дрожжи, гидрохинный проявитель, швейная маши-
на. Конечно, те члены этого ряда, которые по концам весьма значи-
тельно отличаются друг от друга. Но ряд этот можно заполнить про-
межуточными членами до какой угодно сплошности, и тогда сопо-
ставление со швейной машиной уже не покажется парадоксом.
Да и где тут парадокс? Разве не искусственны язык, счисление,
письменность? А разве мысль отделима от слова, цифры, символа?