Философия культуры русского махизма…
11
ваются истинными, несмотря на то, что механизм этих сложных ре-
акций зачастую недоступен разуму и не может быть смоделирован.
Автоматизм реакций, которые являются первостепенными для наше-
го существования, отработан на уровне бессознательного. Разум же
вступает в дело лишь при возникновении новых обстоятельств, кото-
рые субъекту приходится осмысливать.
Добиваясь мастерства в выполнении какого-либо действия
(например, в игре на каком-то музыкальном инструменте), человек,
по сути, добивается того, чтобы сознательное действие перешло в
бессознательную сферу, а осмысленное исполнение было бы доведе-
но до совершенства автоматического действия. В этом смысле ре-
флекс представляет собой высшую форму деятельности. Человек по-
лучает возможность заниматься духовным творчеством только тогда,
когда техника деятельности перемещается в бессознательную сферу,
превращаясь в ловкость и становясь рефлексом.
Автоматизм — следствие гармонического взаимодействия чело-
века с окружающей его средой. И если та гармония рушится, то ав-
томатизм уступает место сознанию, с пробуждения которого и
наступает момент творчества культуры.
С точки зрения П.К. Энгельмейера, эврология — всеобщая тео-
рия только потому, что она преодолевает существующее ранее про-
тивопоставление открытия и изобретения, а также утверждает еди-
ный принцип анализа всех форм творчества. Тем самым она дает
возможность охватить все его виды с единой точки зрения и возвы-
ситься до «объединенного взгляда» на культуру, поскольку эвроло-
гия рассматривает творчество как целостный акт с момента возник-
новения замысла и до его полного воплощения в материю.
Всякое творчество, продолжает мыслитель, необходимо рассматри-
вать в виде трехакта: интуиции, обдумывания замысла и его воплоще-
ния. Поэтому творческой можно назвать только личность, способную к
трехакту, в деятельности которой присутствуют все перечисленные ак-
ты. В свою очередь, наличие последних устанавливает этапы создания
произведения и границы творчества: если у человека недостаточно раз-
вита интуиция, то его деятельность, как правило, носит печать излиш-
ней рассудительности и рутины, и он, скорее всего, является подража-
телем. Ибо, будучи лишенным интуиции, он не способен выйти к исто-
ку новых истин и обречен находиться в рамках старых. Подобная
деятельность репродуктивна. Напротив, слабость рассудочного момента
делает творческую деятельность стихийной. Если же отсутствует дея-
тельный момент и замысел не получает воплощения, то творец превра-
щается в мечтателя. Любое творчество — это прежде всего решение за-
дачи. Перед ученым, художником, техником, утверждает П.К. Энгель-
мейер, стоит одна и та же задача — выявить свои мысли, чувства, идеи,
стремящиеся вырваться из бессознательных недр души.