Философия культуры русского махизма: эмпириосимволизм П.С. Юшкевича и эврология П.К. Энгельмейера - page 6

А.В. Чернышева
6
ции различных чувств на основе тактильных ощущений. Итог этого
шага — «вещь», существующая во времени и пространстве.
Следующий этап символизации состоит в отделении объективно-
го от субъективного, реального от кажущегося, феномена от сущно-
сти, воспринимаемого чувством от постигаемого опытом. Здесь про-
исходит раздвоение мира на ноуменальный и феноменальный. Ис-
тинность признается за невидимым, сотворенным, не данным
чувству, но «объективным» миром, сущностью. И, как ни парадок-
сально, но данное «первоначальное» становится вторичным. «То, что
логически является последним, — пишет П.С. Юшкевич, — онтоло-
гически признается первым, становится ключом, раскрывающим нам
все двери мирового опыта» [13, с. 148].
После акта удвоения мира дальнейшее развитие символических
форм представляет собой процесс развития самого символа. Следова-
тельно, реальность может быть понимаема двояко: с одной стороны, это
данность, независимая от индивидуального сознания, являющаяся не
более чем хаотической иррациональностью; с другой — система сим-
волов, простейшим образом объединяющих опыт. Творчество этой си-
стемы и есть творчество культуры.
Что же такое символ? И как его характеризует П.С. Юшкевич?
В качестве примера для анализа ситуации символизации философ
обращается к шахматной игре, все содержание которой создано чело-
веком, являющимся ее абсолютным автором и творцом. Поскольку
генетически игра восходит к бытию (войне, политике и пр.), он счи-
тает вполне правомерным рассматривать ее как итог длительного
процесса абстрагирования и символизации. Современная игра, под-
черкивает П.С. Юшкевич, представляет собой мир знаков и симво-
лов, который полностью сотворен по законам человеческого разума.
Ученый выделяет три признака ситуации символизации.
Игра, как любая ситуация символизации, имеет двойственный
характер, поскольку за видимым физическим процессом, например,
передвижением шахматных фигур, скрывается смысл, который не-
возможно свести к самому процессу. В этой двойственности присут-
ствует феномен наблюдаемого, а также эпифеномен. Эпифеноме-
нальная сторона протекает параллельно наблюдаемому процессу и
недоступна прямому наблюдению.
Внешний процесс замещает эпифеноменальное содержание и от-
носится к нему как знак к обозначаемому. В качестве заместителя
эпифеноменального в феноменальном выступает субститут.
И наконец, сам процесс разворачивается по условным законам.
Подобная характеристика ситуации символизации является конвен-
ционализмом.
Все вышеперечисленные признаки характеризуют символы вы-
сокой степени общности.
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...17
Powered by FlippingBook