Философия культуры русского махизма…
5
рамках которого она определяется в первую очередь как то, чему
противостоит «нереальное» — фантазии, грезы, галлюцинации и т. п.
Критерий отличия так называемой реальности от «нереального» он
видит в том, что феномены «нереального», т. е. субъективное, нахо-
дятся в зависимости от психики отдельного субъекта, который спосо-
бен вызывать их в своем сознании согласно своему желанию. И даже
если они непроизвольны (например, состояние бреда), они все равно
принадлежат лишь одному субъекту и не существуют «для всех».
«Реальность, — отмечает П.С. Юшкевич, — можно трактовать
двояко: элементарное и иррациональное понятие ее — это неповто-
ряющийся, только раз данный поток бытия; это своего рода нереаль-
ная реальность, подобная психологическому времени, имеющему два
бесконечных данных, но идеальных измерения: прошлое и будущее,
и одно реальное измерение: точку — настоящее. Рациональное же
понятие реальности сводит ее к предельной системе символов, по от-
ношению к которой всякая научная система есть только одно из при-
ближений… Сама реальность есть инфинитная система символов, так
сказать, символика в квадрате» [13, с. 189].
«Истинно и реально то, что пригодно для объединения познания»
[13, с. 144]. С точки зрения эмпириосимволизма настоящая реаль-
ность — это такое объединяющее опыт суждение, которое способно
выдержать бесконечное испытание бесконечных поколений познаю-
щих. «Настоящая реальность…, — подчеркивает философ, — пре-
дельное понятие… дважды символическая вещь» [13, с. 144].
Таким образом, переход от хаоса разрозненных первоначальных
ощущений к осязаемому и видимому космосу; далее от чувственно-
воспринимаемого «феноменального» космоса к умопостигаемому, к
сущности, которая не только отличается, но и противоположна
кажимости, состоит в процессе творения символов, рождения форм
культуры, оперирующих всевозможными и разнообразными пре-
дельными обобщениями, т. е. символами.
Однако сама возможность символизации связана и с характером
«первой реальности», данной нам в ощущениях и открывающей ши-
рокое поле деятельности для разнообразных ассоциативных процес-
сов. «Если уже говорить о данном, то основное, первичное и даже
единственно данное — это поток сознания, всепроникающая взаим-
ная связь и соотносительность переживания. Все связано со всем, все
может означать все, все потенциально символизирует все. Пережива-
ния всегда даны в известной перспективе, в известной связи между
собой, то есть в известном соотношении соозначения» [14, с. 178].
Выделение в потоке сознания конкретной вещи — это уже ре-
зультат «культурного творчества». И первым шагом к созданию
культуры как раз и является «создание вещей» в результате поправки
к опыту, подчинения одних ощущений другим, процесса координа-