Философия культуры русского махизма…
3
чинность, время, пространство, сущность и т. д.) — суть символы-
конвенции или эмпириосимволы, не отражающие ничего предметно
реального.
Философ различает знаки-копии, относящиеся к обыденному, до-
научному мышлению, и знаки-символы, выделяя символы первого,
второго и последующих порядков. Согласно его точке зрения, про-
цесс познания представляет собой накопление эмпириосимволов,
вносящих порядок в хаотический поток опыта. Одним из централь-
ных понятий философии П.С. Юшкевича становится «логос», пони-
маемый как носитель предельных эмпириосимволов или законов
природы, на которых, в свою очередь, основываются законы морали.
Рассмотрение проблемы автономии культуры, ее целостности и
генезиса ее форм с позиций функционализма сближает концепцию
П.С. Юшкевича с пониманием культуры А.А. Богдановым. Однако, в
отличие от последнего, у представителя эмпириосимволизма целост-
ность культуры и функциональное единство ее форм описываются
при помощи «объединения опыта», которое интерпретируется как
творческий акт «символизации» действительности. В качестве форм
такой символизации выступают практическая деятельность человека
и все формы познания, начиная с восприятия, непосредственно дан-
ного как организованный космос, и заканчивая искусством, наукой,
философией, моралью, религией и т. п.
Символизация в концепции П.С. Юшкевича является аналогом
«символизации» А.А. Богданова. Однако, по мнению философа, она
гораздо более точно раскрывает не только механизм рождения куль-
туры как автономного микрокосма, но и природу ее форм. И хотя
концепция П.С. Юшкевича может быть не так всеобъемлюща, как
теория А.А. Богданова, ее преимущественно гносеологический инте-
рес к формам культуры превращает изложенное в ней понимание
культуры в одно из самых глубоких в «новейшем позитивизме».
Содержание основного понятия концепции П.С. Юшкевича —
«символ» — раскрывается не только в процессе анализа общефило-
софского контекста его работ, но представлено в его работах и экс-
плицитно. Основополагающим положением теории эмпириосимво-
лизма становится положение о природе человека как существа трудя-
щегося и создающего орудия. Подобное понимание природы человека
не является прерогативой философа, поскольку и К. Маркс, и А. Берг-
сон, и «новейший позитивизм», и даже его антагонисты начинают
свои размышления о культуре именно с него, хотя и делают из нее
различные выводы. Человек, по мнению П.С. Юшкевича, — это не
только, говоря словами Б. Франклина, «животное, делающее орудия»,
но и «животное, создающее символы», а создание символов — это не
что иное, как идеологический аспект создания орудий.