Философия культуры русского махизма…
13
Люди придумали нормы и формы общественной жизни, создали себе
богов по своему образу и подобию, изобрели методы и сами цели для
восприятия себе подобных. Добро, справедливость, законность, про-
гресс, патриотизм, нация, семья… Это все такие же создания челове-
ческие, каковы Гамлет, Плюшкин, электрон, космическое притяже-
ние, как велосипед и перочинный нож» [1, с. 154].
Таким образом, согласно утверждению философа, всякое явление
культуры — это результат творчества, изобретение. В основании это-
го рукотворного Монблана человеческой культуры лежит то, что мы
называем материальной культурой, — орудия труда, навыки, маши-
ны и т. п., а вершиной его являются продукты духовного творчества.
Все они единосущи и все являются творениями человека.
Для П.К. Энгельмейера как представителя махизма вопрос о сущ-
ности человеческой культуры — это вопрос о природе и характере то-
го автономного мира, который человек по законам разума производит
«из себя» и считает миром «объективным», придавая при этом беско-
нечному содержанию опыта конечные формы. Согласно убеждению
философа, в конечном счете сущность человеческой культуры как ми-
ра сотворенного состоит в том, что продукты культуры являются цен-
ностями. Подобно П.С. Юшкевичу и А.А. Богданову, культурная си-
туация для него заключена в удвоении мира, в котором мир природ-
ных явлений обретает эпифеноменальное содержание, которое
сосуществует с непосредственно данным и приобретает для челове-
ка гораздо большие значение и реальность, чем факт, — ценность.
В конечном итоге, не отрицая автономии и специфики искусства
как вида деятельности, он убежден в том, что и художественное, и
научное творчество единосущны. Напротив, монический взгляд на
творчество дает ему ключ к пониманию специфики самого института
искусства.
Специфика художественного творчества определяется его целью,
анализ которой и дает ключ к открытию «имманентных» законов
творчества. Произведение искусства является средством реализации
поставленной цели, а ее анализ — это источник понимания художе-
ственного творчества и с точки зрения особенностей восприятия
произведения искусства, и с точки зрения его логики.
Обнаружив родство всех форм творчества, которые и составляют
целое культуры, П.К. Энгельмейер, тем не менее, не снимает художе-
ственное творчество с пьедестала, напротив, он возводит на этот пье-
дестал и другие формы творчества, поскольку они также немыслимы
без догадки, которая соединяет человека с тайной мироздания. Лю-
бое творчество — это прорыв в подлинность, пополнение сознания
новой истиной, момент становления и самого созидания, и космоса,
называемого миром опыта. Любое творчество представляет собой