А.В. Чернышева
4
Сущность культуры и ее форм раскрывается П.С. Юшкевичем в
ходе анализа трудовой деятельности человека, которая рассматрива-
ется в качестве специфической формы его приспособления к услови-
ям окружающей среды.
Родовая жизнь человека представляется философу как генезис
производимых им орудий труда и эволюция средств и форм челове-
ческого труда. Родовая жизнь человека — это «создание человеком
для себя искусственной социальной — одновременно материальной и
идеальной — среды, через посредство которой он воздействует на
природу и подчиняет ее себе» [13, с. 117]. Данный процесс и состав-
ляет процесс творчества человеческой культуры, представляющий с
содержательно-гносеологической стороны творчество символиче-
ских форм.
Символические формы культуры имеют двоякое назначение:
функциональное и социальное. Первое из них заключается в органи-
зации, систематизации, объединении опыта, а второе — в сообщении,
трансляции опыта. Кроме того, символические формы выступают в
качестве модели деятельности (система навыков) и образцов поведе-
ния, форм полагания объективности в опыте (априорные формы вос-
приятия мира), базовой модели мышления. Они являются результа-
том культурного творчества, создающего предметное поле культуры.
Важнейшей функцией культурных форм выступает коммуникатив-
ная, смысл которой заключается в организации общения с помощью
символизма и закрепления жизненно целесообразных форм.
Таким образом, сущность человеческой культуры — создание
самых разнообразных символов, начиная от орудий труда и заканчи-
вая категориями философии. П.С. Юшкевич уверен, что символиче-
скую природу имеет даже то, что мы считаем «реальностью самой по
себе», «первичными данными» и «фактами опыта». Символическая
природа культурных форм выявляет себя именно в том, что мы назы-
ваем реальностью.
Раскрывая содержание понятия «реальность», П.С. Юшкевич от-
мечает, что критический материализм отождествляет реальность с
материей, которая понимается как «вещь в себе», инициирует опыт и
не сводится к его данным. Подобную позицию, основой которой яв-
ляется признание в качестве «первичной реальности» некоей суб-
станции («материи»), представленной в опыте лишь феноменально,
философ характеризует как метафизическую.
Согласно его точке зрения, логика философского анализа «реаль-
ности» должна соответствовать логике развития познания — в этом и
заключается принципиальная суть историзма. Познание же, как пока-
зывает история науки, идет не от абстракций к наблюдаемому, а
наоборот — от наблюдаемого к абстракции. Ученый убежден, что
анализ реальности должен начинаться с анализа данных опыта, в