Природа истины в науке
Гуманитарный вестник
# 12·2017 9
теорий, но и функцию подтверждения истинности. В логике, соглас-
но определению функции логической импликации и основанного на
ней отношения логического следования, истинные следствия могут
быть логически законно получены не только из истинных, но и из
ложных посылок. Вместе с тем постоянный рост числа конкурирую-
щих теорий во всех областях современной науки (объясняющих с
разных позиций одни и те же факты, одни и те же данные наблюде-
ния и эксперимента) подтверждал ограниченные возможности опыта
в решении вопроса предпочтения и выбора одной из конкурирующих
гипотез. Однако феномен конкуренции в науке различных ее концеп-
ций настойчиво требовал его квалификации либо как временного яв-
ления, либо как необходимого и неустранимого в развитии научного
знания. При этом оказалось, что методологических возможностей в
интерпретации данного факта существует не так уж и много.
Для современной методологии науки стало окончательно ясно,
что в истолковании природы научного знания явно провалились эм-
пиризм и позитивизм во всех их вариантах. В науке не существует
чистых данных наблюдения и эксперимента, никак не зависящих от
какой-либо теории. Теории играют в развитии науки и процессе
научного познания руководящую и направляющую роль, особенно в
интерпретации имеющихся эмпирических данных. Как образно и
чрезвычайно метко по этому поводу сказал великий Леонардо да
Винчи: «В науке теории — это генералы, а эксперименты — солда-
ты». Успешный исход сражения, конечно, зависит от тех и других, но
планируют, осуществляют и отвечают за исход операции, как извест-
но, именно генералы.
Однако рационализм как декартовского, так и кантовского и ге-
гелевского толка, особенно после построения неевклидовых геомет-
рий в математике и возникновения неклассической физики, потерял
свою кредитоспособность в глазах большинства ученых. Согласно
рационалистам, источником абсолютной истины в науке является не
опыт, а чистое мышление с присущим ему априорным содержанием.
Конечно, и Декарт, и Кант, и Гегель знали о существовании в любой
из областей науки альтернативных концепций, но считали это лишь
временным состоянием науки, от которого она принципиально долж-
на и может избавиться, ибо объективная истина как главная цель
научного познания может быть только одна. Согласно Канту, есте-
ственно-научное познание, цель которого
— постижение законов
природы, имеет априорно-апостериорный характер и представляет
собой наложение априорных схем сознания на материал чувственных
наблюдений. Но при этом данные априорные схемы Кант объявлял
вечными, неизменными и одинаковыми у всех познающих субъектов.
Математику и логику Кант считал чисто априорными науками, заяв-
ляя, что именно поэтому невозможна никакая иная геометрия, кроме