Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

8

Гуманитарный вестник

# 12·2017

множеств противоречий стало предложение интуиционистов (позд-

нее их последователи стали называть себя «конструктивистами») отка-

заться от центрального понятия классической теории множеств — по-

нятия актуальной бесконечности. Другим их требованием было введе-

ние ограничений на использование в математических доказательствах

законов исключенного третьего и двойного отрицания, использование

этих логических законов только в рассуждениях о конечных множе-

ствах. Вместо классической математики и логики с их недостаточно

надежными методами доказательства интуиционисты предложили со-

здать новую, конструктивную математику на основе более строгих, чем

в прежней математике, методов ее построения. Таким образом, была

поставлена под сомнение надежность всей классической математики,

а следовательно, и абсолютность математических истин (Л. Брауэр,

А. Пуанкаре, Г. Вейль, А. Гейтинг и др.). Наконец, третьим выдающим-

ся событием, окончательно поколебавшим веру ученых в возможность

достижения средствами научного познания абсолютно-истинного зна-

ния о действительности, стало создание теории относительности и

квантовой механики как физических теорий, не просто альтернативных

классической механике, но и во многом с ней несовместимых (А. Пуан-

каре, А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор и др.).

Эти революционные события свидетельствовали о том, что мак-

симум, на что могут претендовать наука и научное познание, — от-

носительная истина, причем относительная не только в историческом

плане, но и в плане принципиальной возможности достижения в

науке доказанной объективной истины. Очевидно, что нужно было

отказаться от классического идеала науки как абсолютно истинного и

абсолютно объективного знания о действительности, от претензии

науки на знание того, какова объективная реальность на самом деле,

независимо от познающего ее субъекта. То, что данные наблюдения

(сколь бы многочисленными они ни были) в принципе не могут дока-

зать истинность научных законов и теорий, ученым и философам

стало ясно уже в последней трети XIX в. после сокрушительной кри-

тики классического индуктивизма Бэкона

— Конта

— Милля не

только со стороны его противников — критиков эмпиризма, но и со

стороны сторонников (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре и др.) [1].

Было показано, что с логической точки зрения абсолютно некоррект-

но заключать об истинности научного закона или теории на основании

эмпирического доказательства истинности следствий, выводимых из

них. Но уже значительно позже (лишь во второй половине XX в.) в ре-

зультате основательной критики К. Поппером неоиндуктивизма ло-

гических позитивистов станет ясно, что индукция (т. е. аргументация

от частного к общему, от фактов к законам и теориям) не способна

выполнять не только функцию доказательства научных законов и