Природа истины в науке
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
не исчерпывается указанными выше диахронными и синхронными
различиями в его структуре. Столь же важными структурными раз-
личиями бытия реальной науки является ее функционирование в ка-
честве особой подсистемы культуры, особого вида практической и
инновационной деятельности, особой формы жизни людей, профес-
сионально связанных с наукой. Естественно, что науку как весьма
сложную систему с большим количеством аспектов невозможно опи-
сать в рамках какой-либо одной теории или модели. Здесь есть толь-
ко один путь — создание некоей мозаичной, но вместе с тем целост-
ной модели реальной науки, имеющей плюралистическую структуру,
включая наличие в ней качественно различных областей, уровней и
видов научного знания.
Как возможно научное знание: эмпиризм, рационализм, кон-
структивизм.
Решение проблемы истины в науке существенно зави-
сит от решения другой, не менее важной эпистемологической про-
блемы — как возможно научное знание. В методологии науки суще-
ствуют три главных концепции в решении данной проблемы:
1) эмпиризм (в частности, индуктивизм и неоиндуктивизм);
2) рационализм (в частности, априоризм);
3) конструктивизм в его различных вариантах (инструментализм,
прагматизм, конвенционализм и социологизм).
Сторонники эмпиризма исходят из того, что источником, основой
и критерием истинности научного знания является или должен быть
только эмпирический опыт. Рационалисты, напротив, полагают, что
основным средством научного познания является не опыт, а мышле-
ние. Соответственно, они считают, что и критерием истинности
научного знания может и должно быть не его соответствие эмпири-
ческому опыту (который всегда, по самой своей природе, является
лишь локальным или частным), а только его соответствие либо неким
изначальным (априорным) структурам мышления, либо накопленно-
му ранее истинному научному знанию. Наконец, представители кон-
структивистского понимания природы научного знания считают, что
научное знание и любая его единица имеют не опытный и не априор-
ный, а конструктивно-мыслительный характер. Поэтому конструкти-
висты полагают, что критерий истинности научного знания следует
искать не в опыте и не в мышлении, а в сфере конструктивной дея-
тельности человека по созданию специфического артефакта — науч-
ного знания. Критерием его истинности, как и любых других продук-
тов деятельности человека, может быть только их полезность и эф-
фективность в качестве средств дальнейшего развитие человеческой
деятельности — теоретической и особенно практической (создание
новых видов техники и технологий, развития экономического потенци-
ала общества, его образовательных и социальных технологий и т. д.).