Природа истины в науке
Гуманитарный вестник
# 12·2017 7
мер, в классической логике и математике некое утверждение счита-
ется доказанным, если его отрицание ведет к логическому противо-
речию в системе (метод доказательства от противного). В конструк-
тивной логике и математике доказательства такого рода запрещены, в
ней разрешаются только прямые доказательства конечное количество
шагов и за время, соизмеримое с практическими задачами и реаль-
ным временем жизни научного сообщества. Апелляция к понятию
актуальной бесконечности в конструктивистской методологии науки
также запрещена. Такого рода запреты носят явно конвенциональный
характер. Многие современные математики, не принимая этой кон-
венции, продолжают работать в традиции классической методологии
математики, т. е. в рамках других конвенций. Любые конвенции,
наряду с положительными сторонами их эвристических возможно-
стей, несут в себе и груз связанных с ними познавательных ограни-
чений в в
è
дении исследуемого объекта только с некоторой опреде-
ленной стороны. Перефразируя слова известного немецкого филосо-
фа М. Хайдеггера «Язык — дом бытия», можно утверждать, что
наличный язык науки в целом и отдельной науки, в частности, суще-
ственно задает пределы в
è
дения ею действительности. Вот почему
революции в науке всегда сопровождаются существенным изменени-
ем языка научных теорий, введением в оборот новых категорий, а
также новой интерпретацией значения и смысла прежних понятий и
утверждений науки.
Почему конвенционалистская методология науки возникла толь-
ко в конце XIX — начале XX в., а затем получила широкое распро-
странение среди ученых? Очевидно, это могло произойти только в
силу того, что в конвенционализме были адекватно схвачены какие-
то реальные черты в развитии науки того времени, которые ускольза-
ли от фиксации учеными и философами прежних времен. Как из-
вестно, в науке второй половины XIX — начале XX в. произошли три
судьбоносных события, которые существенно повлияли на всю тра-
екторию дальнейшего развития научного познания и потребовали
нового философского осмысления природы научного познания.
Во-первых, это открытие неевклидовых геометрий и принятие их
математиками в качестве столь же полноценных теорий, как и тради-
ционная евклидова геометрия, которая не только существовала почти
в неизменном виде более двух тысяч лет, но и казалась многим мате-
матикам, физикам и философам единственно возможной и един-
ственно истинной наукой о пространстве.
Во-вторых, это был кризис в теории множеств и обнаружение в
ней парадоксов, а ведь большинство математиков конца XIX в. рас-
сматривали теорию множеств как фундамент всей математики. Од-
ним из радикальных способов устранения возникавших в теории