Природа истины в науке
Гуманитарный вестник
# 12·2017 11
осуществления коллективной научной деятельности. И это несмотря на
то, в современной мировой науке положение дел таково, что члены
одного и того же дисциплинарного сообщества существенно распре-
делены в пространстве и часто вообще лично не знакомы друг с дру-
гом. Что же их связывает друг с другом и делает единым коллектив-
ным субъектом научного познания? Ответ прост: густая сеть информа-
ционных каналов и когнитивных связей, причем часто неформальных и
социально анонимных, т. е. специально не фиксируемых и не регулиру-
емых из какого-то центра. Результатом этих коммуникаций внутри кол-
лективного субъекта науки является достижение среди его членов опре-
деленного консенсуса в отношении всех принципиальных вопросов
научного познания: истинности, доказанности, однозначности или
эффективности той или иной концепции или гипотезы [3]. При этом в
отличие от множества научных конвенций, являющихся результатом
сознательно-договорного и рационально-контролируемого поведения
ученых относительно истинности некоторого высказывания или тео-
рии, научный консенсус является итогом длительных переговоров,
дискуссий, а нередко и столкновения позиций ученых во время этого
во многом стихийного и социального по своей сути познавательного
процесса. При этом существенную роль в достижении научного кон-
сенсуса играет позиция ведущих ученых в соответствующей области
научного знания, ее наиболее авторитетных экспертов. Если научная
конвенция — дело личной ответственности отдельного ученого, то
научный консенсус — действие дисциплинарного научного сообще-
ства как социального субъекта и его коллективная ответственность за
признание некоторой теории истинной, научной или даже лженауч-
ной. Таким образом, различия в основаниях и механизме принятия
когнитивных решений при конвенционалистском и консенсуалист-
ском подходе весьма существенны. Соответственно этим различиям
научная истина при конвенционалистской трактовке механизма ее
принятия неизбежно имеет субъективный характер, тогда как при
консенсуалистском подходе она приобретает уже социальный и объ-
ективный характер в силу самой природы консенсуса. Хотя в обоих
случаях научная истина признается имеющей условный и относи-
тельный характер, но только при консенсуалистском понимании ее
природы она приобретает такие свойства, как общезначимость, соци-
альность и историчность, что полностью соответствует реальному
научному познанию и его результатам. Достоинством консенсуа-
листской интерпретации природы научной истины является также то,
что она вбирает в себя все рациональные зерна других концепций
научной истины, которые были разработаны в истории философии
науки. В силу огромного массива накопленного и апробированного
научного знания, с которым любой ученый вынужден считаться как с
такой же непреложной реальностью, как и исследуемая им природа,