С.А. Лебедев
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
Как вообще возможна научная истина в качестве особого рода исти-
ны? Научная истина социальна или трансцендентальна? Кто является
подлинным субъектом научного знания и познания: самопорождаю-
щий свое содержание объективный разум, трансцендентальный субъ-
ект или реальные ученые и научное сообщество? Является ли дости-
жимая в науке истина абсолютной или только относительной? Суще-
ствуют и возможны ли в принципе некие универсальные
методологические процедуры удостоверения истинности научного
знания, всех разнообразных по содержанию и форме научных утвер-
ждений? Или таких процедур существует множество? Оценка неко-
торого фрагмента научного знания как истинного является следстви-
ем применения к нему определенной методологической процедуры
или это результат принятия субъектом научного познания подобного
решения при отсутствии гарантии его правильности? Являются ли
конвенции и консенсус необходимыми элементами принятия реше-
ния об истинности научных законов и теорий? Если да, то правомер-
но ли утверждать о трансцендентальной, внесубъектной и внесоци-
альной природе научной истины? Как показывает анализ истории ме-
тодологии науки, ответы на поставленные выше вопросы возможны
только в рамках выбора одной из двух парадигм в понимании приро-
ды научного познания: трансцендентально-монистической или соци-
ально-плюралистической.
Две главные парадигмы в понимании природы научной ис-
тины.
Согласно трансцендентально-монистической парадигме, науч-
ное знание есть либо результат самопорождения объективным разу-
мом своего содержания (объективно-идеалистическая теория самопо-
знающего объективного разума, использующего реальных ученых
лишь как одно из своих средств — Платон, Шеллинг, Гегель, Уайт-
хед, частично Поппер), либо продукт познавательной деятельности
субъекта научного познания, но трансцендентального, а не эмпири-
ческого (Декарт, Лейбниц, Кант, Гуссерль). При этом сторонники
каждой из версий трансцендентальной эпистемологии исходили из
предпосылки о существовании некоего универсального метода по-
рождения истинного научного знания. Соединение принципов транс-
цендентализма и монизма в единое целое составляет сущность
трансцедентально-монистической парадигмы. Основой социально-
плюралистической парадигмы научного познания являются диамет-
рально противоположные принципы. Во-первых, данная парадигма
исходит из положения, что субъектами научного познания являются
реальные ученые, а научное познание, как и всякая другая человече-
ская деятельность, имеет субъект-объектный, творческий, историче-
ский, социальный характер, а основной формой развития научного
знания является гипотеза. Следовательно, продуктами научно-