Гуманитарный вестник
# 12·2017 1
УДК 007 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-484
Природа истины в науке
© С.А. Лебедев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализированы две парадигмы в понимании природы научной истины: транс-
цендентально-монистическая и социально-плюралистическая. Первая парадигма
господствовала в классической философии науки, вторая — в неклассической и
постнеклассической эпистемологии. Раскрыто основное содержание данных па-
радигм, рассмотрены их возможности и границы, соответствие реальной науке.
Ключевые слова:
научная истина, научный метод, эмпиризм, априоризм, кон-
структивизм, субъект научного познания
Проблема природы истины в науке (как возможна истина в науке,
каковы средства ее получения и обоснования) является одной из
главных эпистемологических проблем. Ее обсуждение красной ни-
тью проходит через всю историю и философию науки. Актуальна эта
проблема и сегодня. Об этом свидетельствует острая полемика по
данной проблеме в различных направлениях современной методоло-
гии науки: от логического позитивизма до постпозитивизма, кон-
структивизма и постмодернизма [1]. При этом все спорящие стороны
согласны с тем, что именно наука вырабатывает наиболее адекват-
ное, точное и доказательное знание. Про науку и научное знание
можно сказать те же слова, которые У. Черчилль сказал когда-то о
демократии как наиболее адекватной форме политического устрой-
ства общества: «Конечно, у демократии есть много недостатков, но
ничего лучшего человечество пока не придумало». То же относится и к
научному знанию. По сравнению со всеми другими видами знания, ко-
торые люди используют в процессе коммуникации и практической дея-
тельности (обыденное знание, искусство, философия), научное знание
является наиболее определенным, обоснованным и проверяемым.
Тем не менее главная философская проблема науки — проблема
объективной истинности научного знания, наличия общезначимых
критериев ее удостоверения — по-прежнему остается дискуссион-
ной. Она распадается на ряд вопросов, по которым существуют раз-
личные мнения, порой исключающие друг друга. Способна ли наука
своими средствами и методами достичь объективно-истинное и абсо-
лютно-достоверное знание об изучаемых ею объектах? Она может
сделать это во всех областях научного знания или только в некото-
рых (например, лишь в математике и экспериментальных науках)?