Природа истины в науке
Гуманитарный вестник
# 12·2017 3
познавательной деятельности может быть как истинное, так и ложное
знание. Во-вторых, такие характеристики научного знания, как его
истинность или ложность, являются относительными как в историче-
ском, так и в синхронном плане, что существование в науке альтер-
нативных концепций и теорий является естественным и даже неиз-
бежным результатом научного способа познания. Первым важным
эмпирическим свидетельством существования плюрализма в науч-
ном познании является исторически очевидный факт постоянной
смены прежних фундаментальных теорий в различных областях
науки новыми теориями, которые либо отрицают истинность преж-
них научных теорий, либо существенно ограничивают ее. Вторым —
наличие в ней в каждый исторический период ее развития альтерна-
тивных концепций в любой из ее областей. Третьим аргументом в
защиту плюралистической природы научного является методологиче-
ский плюрализм науки, отсутствие в ней единого универсального ме-
тода получения и обоснования научного знания [2]. Признание орга-
нической взаимосвязи социального характера научного познания и
плюрализма научного знания образует ядро социально-плюралисти-
ческой эпистемологической парадигмы. В настоящее время основная
дискуссия идет уже не в плане отрицания наличия в науке плюрализма
(для современной науки это очевидный факт ее бытия), а лишь в ин-
терпретации характера этого плюрализма и определении его границ.
Главным трендом в развитии современной методологии науки стало
осознание наличия в науке не только качественно различных обла-
стей, уровней, видов и различных единиц научного знания, отсут-
ствие в ней некоего универсального метода получения и обоснования
научного знания, но и различного понимания в ней самой научной
истины, а также ее критериев. Основные направления современной
философии науки, которые представляют и развивают плюралисти-
ческую парадигму природы истины в науке, — радикальный кон-
структивизм, постструктурализм, когнитивная социология науки,
культурно-историческая и социальная эпистемология, эволюционная
эпистемология, методологический анархизм, а также позитивно-
диалектическая эпистемология [1].
Главные причины многообразия предложенных философами и
учеными решений проблемы природы научной истины и ее критери-
ев, по мнению автора, двоякого рода. Первая причина есть следствие
плюрализма эпистемологических и методологических систем, с по-
зиций которых возможно целостное осмысление такого сложного
феномена, как наука и научное познание. Естественно, что разная
«философская оптика» и разные гносеологические «системы отсче-
та» приводят к высвечиванию разных образов науки при попытках
осмысления реальной науки, ее структуры и динамики. Однако это