Previous Page  5 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 27 Next Page
Page Background

Методологический анализ категории «вероятность»

Гуманитарный вестник

# 11·2017 5

дать с идеальными объектами классической теории вероятностей, по-

стольку ее суждения и предсказания относительно реальных событий

могут реализовываться в опыте лишь приближенно. Но при этом бу-

дут тем точнее, чем больше реальные объекты будут соответствовать

идеальным объектам теории. Более того, как показало развитие тео-

рии вероятности, классическое определение вероятности может быть

одинаково успешно истолковано и использовано представителями

самых различных интерпретаций вероятности: и как мера познания, и

как частота, и как степень выводимости, и как степень разумной уве-

ренности, и как мера физической возможности. В силу этого многие

современные исследователи вообще склонны трактовать классиче-

ское определение вероятности не как определение в строгом смысле

слова, а лишь как способ вычисления вероятности в некоторых про-

стых ситуациях. Как справедливо писал один из классиков теории

вероятности венгерский математик А. Реньи, «на вопрос, что такое

вероятность, она не отвечает, а дает лишь метод ее вычисления в

простейших случаях» [2, c. 187].

На смену классической концепции вероятности пришла частот-

ная концепция, которая и по сей день является наиболее распростра-

ненной. Как и классическая концепция, частотная также имеет неко-

торое основное ядро, модифицированное у разных авторов. Частот-

ная теория вероятности получила систематическое развитие в трудах

Дж. Венна, Р. Фишера, С. Пуассона, Р. Мизеса, Г. Рейхенбаха. Все

они, несмотря на некоторые различия в предложенных вариантах ча-

стотной теории вероятностей, были едины в одном: только частотная

интерпретация вероятности является единственно правильной и от-

вечает потребностям и духу науки.

Согласно этой интерпретации, вероятность

P

(

A

,

B

) характеризует

относительную частоту появления случаев одного класса (

А

) среди

случаев другого класса (

В

). Эту относительную частоту можно найти

следующим образом. Если величина каждого из классов известна,

тогда она находится просто:

Р

(

А

/

В

) = (

А

·

В

)/

В

. Например, если в

каком-то городе, насчитывающем 100 тыс. жителей, проживает

10 тыс. иностранцев, тогда вероятность жителю этого города быть

иностранцем 10/100 = 1/10. Однако, как в науке, так и в повседневной

жизни люди редко встречаются с такими ситуациями. Обычно при-

ходится иметь дело либо с конечными классами неизвестной величи-

ны, либо с открытыми классами, число элементов которых может

меняться. К последним можно отнести, например, класс рождения

мальчиков, девочек, подбрасывание монеты, кости, появление пуб-

ликаций на определенную тему и т. д. Перед сторонниками частот-

ной интерпретации встает вопрос: как в случаях открытых классов

определять частоту событий и соответственно вероятность? Един-