С.А. Лебедев
2
Гуманитарный вестник
# 11·2017
П. Лаплас, П. Ферма, Дж. Венн, Р. Мизес, Г. Рейхенбах, А. Реньи,
А.Н. Колмогоров, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Р. Карнап, К. Поппер,
Б. де Финетти, А. Сэвидж и др. Однако и сегодня идут споры о раз-
личных интерпретациях вероятности, и, прежде всего, о их законно-
сти и универсальности.
Можно выделить следующие интерпретации вероятности:
•
классическая (вероятность как отношение благоприятных слу-
чаев наступления какого-либо события к числу всех возможных слу-
чаев);
•
частотная (вероятность как частота появления событий одного
класса среди событий другого класса);
•
эпистемологическая (вероятность как степень логического под-
тверждения некоторой гипотезы данными);
•
логическая (вероятность как степень логической выводимости
одних высказываний из других);
•
диспозиционная (вероятность как степень объективной воз-
можности наступления некоторого события при определенных усло-
виях);
•
субъективная (вероятность как степень уверенности субъекта в
истинности некоторого высказывания или в наступлении некоторого
события).
Рассмотрим более подробно их содержание, законность с точки
зрения математики и логики, области применения, а также трудности
универсального истолкования.
Анализ различных концепций вероятности целесообразно (и с
исторической, и с логической точки зрения) начать с рассмотрения
классической концепции вероятности. Систематическая разработка
этой концепции началась в XVIII в. (работы Б. Паскаля, П. Ферма,
Х. Гюйгенса, Я. Бернулли и др.). Первой «лабораторией» при созда-
нии классической теории вероятности стало определение шансов
участников азартных игр (карты, игральная кость, рулетка и др.). Закон-
ченное выражение классическая теория вероятности получила в извест-
ной работе французского математика и механика П. Лапласа [1]. В ней
он попытался обосновать применимость данной теории ко всем
научным и практическим гипотезам в качестве средства их рацио-
нальной оценки (например, в физике, судопроизводстве и др.). Необ-
ходимость широкого использования вероятностных суждений в
науке и на практике обусловлена, по Лапласу, тем, что в подавляю-
щем числе случаев люди не располагают абсолютно полной объек-
тивной информацией о предметах познания и действия. Вероятность
и есть рациональная количественная оценка степени их знания.
Согласно классическому определению, вероятность — это отно-
шение благоприятных наступлению определенного события возмож-