Методологический анализ категории «вероятность»
Гуманитарный вестник
# 11·2017 3
ностей (случаев) к числу всех возможностей (случаев). При этом все
возможности являются равными (равновозможными):
P
=
m
/
n
,
где
Р
— вероятность интересующего события;
m
— число благопри-
ятных возможностей для его наступления;
n
— число всех возможно-
стей (и благоприятных, и неблагоприятных).
Например, если имеется игральная кость с шестью гранями, по-
меченными цифрами от 1 до 6, и если выпадение кости на каждую из
граней является равновозможным, то, согласно классическому опре-
делению, вероятность ее выпадения на любую из граней в следую-
щем броске равна 1/6. Можно сказать и по-другому: вероятность ис-
тинности гипотезы о том, что в следующем броске кость выпадет на
одну из граней, равна 1/6. Правила классической теории вероятно-
стей позволяли по известным вероятностям элементарных событий
(исходным вероятностям) находить (вычислять) вероятности наступ-
ления любых сколь угодно сложных событий, состоящих из опреде-
ленного количества элементарных (производные вероятности). Это
же правило распространялось и на оценку степени истинности гипо-
тез о наступлении различных сложных событий. Возможность при-
менения классической концепции вероятности к оценке истинности
гипотез о любых событиях, даже единичных и уникальных (напри-
мер, исторических или социальных), считалась одним из главных ее
достоинств.
Основные трудности в применении и обосновании классической
концепции в качестве универсальной связаны с понятием равновозмож-
ности и его критерием. В частности, у самого Лапласа равновозмож-
ность определяется с помощью так называемого принципа индиффе-
рентности, или недостаточного основания. Согласно этому принципу,
два или более случая являются равновозможными, если нет информа-
ции (достаточных оснований) для предпочтения наступления одного
случая раньше, чем другого. Или, как говорили в XVIII в., если невеже-
ство относительно рассматриваемых случаев распределено поровну.
Однако можно показать, что при такой формулировке принцип
индифферентности приводит к логическим противоречиям. Допу-
стим, известно, что игральная кость «нечестная» (со смещенным цен-
тром тяжести относительно ее сторон), но неизвестно, в какую имен-
но сторону смещен этот центр. Тогда в соответствии с принципом
индифферентности можно заключить, что в следующем броске веро-
ятность выпадения кости на грань 1 будет равна 1/2. Но точно так же
рассуждать можно и в отношении любой другой грани, например 2,
так как человеческое знание (незнание) распределено поровну в от-
ношении обеих этих граней. Но тогда в соответствии с правилом