Н.Н. Николаева
16
Гуманитарный вестник
# 7·2017
Подобные речевые клише помогают студентам преодолеть язы-
ковой барьер, усвоить дискурсивно корректные языковые структуры,
приобрести навыки ведения деловых переговоров и снять напряже-
ние в процессе межличностного общения. Как показывает практика,
студенты не всегда умеют слушать и оценивать точку зрения других,
пытаясь навязать собственную позицию, а не дискутировать, из-
лишне эмоционально реагируя на критику собеседников. Некоторые
студенты агрессивно навязывают свою точку зрения, другие отказы-
ваются слушать доводы одногруппников, ссылаясь на опыт реальной
работы и решения подобных вопросов на практике. Именно поэтому
преподавателю необходимо делать обобщения этапов работы и кон-
центрировать внимание студентов на совместном решении пробле-
мы, не допуская использования русского языка. Если студенты испы-
тывают затруднения в подборе англоязычных слов и выражений, то
преподаватель помогает им в этом, проговаривая правильные вариан-
ты и побуждая студентов их записывать и употреблять в речи. Он
также корректирует по ходу дискуссии неудачные варианты англо-
язычных фраз с функционально-стилистической точки зрения, обучая
тем самым дискурсивному использованию английского языка.
Таким образом, происходит «усвоение опыта творческой дея-
тельности и творческое усвоение содержания образования» [5, с. 17].
Участие студентов в разрешении кейсов, имитация реальных условий
трудовой деятельности в современных профессиональных дискурсах
на английском языке, позволяет преподавателю создать мотивирую-
щую среду для дальнейшего изучения английского языка и совер-
шенствования навыков межличностного и делового межкультурного
общения. Недостатком метода кейс-стади можно назвать высокие за-
траты времени на его организацию и проведение, а также субъектив-
ность оценки деятельности студентов преподавателем и принципи-
альную невозможность выработать объективные, однозначные и чет-
кие критерии оценивания результатов анализа кейсов.
Выводы
. В данной статье на примере описания и анализа неко-
торых приемов и методов реализации концепции проблемного обу-
чения в техническом вузе доказано, что проблемное обучение чрез-
вычайно эффективно при обучении специализированному англий-
скому языку и формированию требуемых государственными
стандартами нового поколения общекультурных и профессиональ-
ных компетенций. Проблемное обучение делает учебный материал
мотивирующим, доказательным, профессионально ориентирующим,
коммуникативно значимым и когнитивно развивающим. Проблемное
обучение заставляет критически осмысливать поступающую инфор-
мацию, слушать и слышать мнения других, вырабатывать собствен-
ную позицию на основе анализа разнообразного материала и обоб-
щения разных точек зрения, что обеспечивает формирование у буду-