Previous Page  7 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 7

непосредственной очевидной истинности — фактически только

cogito,

ergo sum

не подлежит сомнению, а с другой стороны, эти постулаты

даже в совокупности не так сильны, чтобы из них логически законным

образом можно было бы извлечь все то богатство философской системы

Декарта, которым она располагает на самом деле. Поэтому Декарт в

критические моменты прибегает — иногда в завуалированной форме —

к дополнительным гипотезам

ad hoc

(для данного случая) вроде своей

доктрины врожденных идей, из-за чего детальная картина научного

знания по Декарту становится весьма сложной. Однако в данной статье

будет достаточно рассмотреть несколько упрощенный ее вариант.

Картезианская концепция научного знания состоит из трех эле-

ментов:

1)

обоснование или, по крайней мере, правдоподобная мотиви-

ровка исходных постулатов;

2)

само содержание научного знания по Декарту — физика, кос-

мология, учение о человеке и животных и т. д.;

3)

картезианская методология, в том числе механизм вывода

этого содержания из принятых постулатов, включающий, как было

отмечено выше, некоторые гипотезы

ad hoc.

Рассмотрим первый элемент из указанных трех [10, с. 174]. От-

правной пункт картезианской философии — методическое сомнение.

Люди иногда заблуждаются, их зачастую подводят чувства и разум,

людям присущи сны, подобные бодрствованию, иногда бывают гал-

люцинации и, наконец, быть может, вообще человечество питает ил-

люзиями некий коварный демон духа, заставляя считать истинным

то, что таковым не является. Все это дает основания относиться не-

доверчиво к познавательному аппарату. Тем не менее, замечает Де-

карт, ничто не заставляет людей заблуждаться до бесконечности: в каж-

дом конкретном случае можно свободно высказывать какое-либо суж-

дение или не высказывать никакого, а заблуждение — это всегда

суждение. Акт воли (хотения, желания), задерживающий суждение, —

это сомнение. Сомнение — всегда свободное желание (волеизъявле-

ние), благодаря которому сохраняется независимость от впечатлений,

доставляемых внешними предметами. Ложь, следовательно, не

настолько сильна, чтобы проникнуть в ум вопреки воле человека, ко-

гда он волевым усилием не допускает ее. Если человек не хочет

утверждать того, что сомнительно, — а это вполне зависит от него, —

то он не ошибается

2

. «Каждый раз, когда я настолько удерживаю

свою волю в границах моего знания, что она составляет свои суждения

лишь о вещах, представляемых ей разумом ясно и отчетливо, я не в со-

стоянии ошибиться», — пишет Декарт в четвертом из шести своих ме-

________

2

Здесь Картезий использует старинный скептический аргумент, который привел

св. Августин [12, с. 12].