О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 7
непосредственной очевидной истинности — фактически только
cogito,
ergo sum
не подлежит сомнению, а с другой стороны, эти постулаты
даже в совокупности не так сильны, чтобы из них логически законным
образом можно было бы извлечь все то богатство философской системы
Декарта, которым она располагает на самом деле. Поэтому Декарт в
критические моменты прибегает — иногда в завуалированной форме —
к дополнительным гипотезам
ad hoc
(для данного случая) вроде своей
доктрины врожденных идей, из-за чего детальная картина научного
знания по Декарту становится весьма сложной. Однако в данной статье
будет достаточно рассмотреть несколько упрощенный ее вариант.
Картезианская концепция научного знания состоит из трех эле-
ментов:
1)
обоснование или, по крайней мере, правдоподобная мотиви-
ровка исходных постулатов;
2)
само содержание научного знания по Декарту — физика, кос-
мология, учение о человеке и животных и т. д.;
3)
картезианская методология, в том числе механизм вывода
этого содержания из принятых постулатов, включающий, как было
отмечено выше, некоторые гипотезы
ad hoc.
Рассмотрим первый элемент из указанных трех [10, с. 174]. От-
правной пункт картезианской философии — методическое сомнение.
Люди иногда заблуждаются, их зачастую подводят чувства и разум,
людям присущи сны, подобные бодрствованию, иногда бывают гал-
люцинации и, наконец, быть может, вообще человечество питает ил-
люзиями некий коварный демон духа, заставляя считать истинным
то, что таковым не является. Все это дает основания относиться не-
доверчиво к познавательному аппарату. Тем не менее, замечает Де-
карт, ничто не заставляет людей заблуждаться до бесконечности: в каж-
дом конкретном случае можно свободно высказывать какое-либо суж-
дение или не высказывать никакого, а заблуждение — это всегда
суждение. Акт воли (хотения, желания), задерживающий суждение, —
это сомнение. Сомнение — всегда свободное желание (волеизъявле-
ние), благодаря которому сохраняется независимость от впечатлений,
доставляемых внешними предметами. Ложь, следовательно, не
настолько сильна, чтобы проникнуть в ум вопреки воле человека, ко-
гда он волевым усилием не допускает ее. Если человек не хочет
утверждать того, что сомнительно, — а это вполне зависит от него, —
то он не ошибается
2
. «Каждый раз, когда я настолько удерживаю
свою волю в границах моего знания, что она составляет свои суждения
лишь о вещах, представляемых ей разумом ясно и отчетливо, я не в со-
стоянии ошибиться», — пишет Декарт в четвертом из шести своих ме-
________
2
Здесь Картезий использует старинный скептический аргумент, который привел
св. Августин [12, с. 12].