Previous Page  3 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 3

ства заинтересованность в индивидуальном, необщем, частном вы-

ражается в появлении и распространении новых жанров: светского

приватного и группового корпоративного портретов, демократиче-

ского бытописания сюжетных сцен, реалистического натюрморта и

т. п. В государственной и общественной жизни склонность к индиви-

дуализму сказывается в возрастающей потребности в политической и

гражданской свободе. Такое же искание свободы имеет место в эко-

номической области.

Конечно, этот индивидуалистический мотив лежит в основе ак-

сиологического фундамента эпохи Нового времени не в форме созна-

тельно выбранного правила поведения, даже философией этого периода

он руководит не как осознанный императив, а скорее как бессознатель-

ное стремление человеческой личности к самостоятельной жизни. Но

важно то, что это стремление задает некоторое определенное направле-

ние развитию идеологических и прочих форм жизни, соответствующее

максимальному удовлетворению индивидуалистических тенденций.

Оценить степень проявленности данной аксиологической интенции в

концепциях научного знания философии Нового времени — значит в

определенном смысле подтвердить правомерность тезиса об основопо-

лагающей и до известной степени определяющей роли этических уста-

новок для философии в целом и для теории познания в частности. В чем

конкретно можно усмотреть проявления индивидуалистических моти-

вов гносеологических концепций рассматриваемой эпохи?

Существуют три важные стороны знания, которые могут быть

истолкованы в духе индивидуализма: состав знания (элементы, со-

ставляющие знание), происхождение знания (иррациональное, раци-

ональное, сенсуалистическое) и значение знания (трансцендентное

или имманентное, адекватное или неадекватное и т. п.). Полностью

индивидуалистической концепцией знания была бы такая, согласно

которой все три упомянутые стороны знания были бы полностью имма-

нентны познающему субъекту. Это означало бы, что все знание

целиком

складывается из личных состояний познающего субъекта (1); личные

состояния познающего субъекта

полностью

происходят из недр по-

знающего духа самого этого субъекта (2); личные состояния позна-

ющего субъекта дают сведения познающему субъекту

только

о явле-

ниях в самом познающем субъекте (3)

1

. Рассмотрим с указанных по-

зиций философию Ф. Бэкона.

________

1

Однако очевидно, что такая полностью индивидуалистическая концепция знания

приводила бы к противоречию с самой собой как с концепцией именно

знания.

Говоря

традиционно, полностью индивидуалистическая концепция знания невозможна и даже

излишня, поскольку, будучи солипсистской, ведет к агностицизму. При понимании

этого становится ясно, что философия Канта — необходимый шаг, поддерживающий

концепцию принципиальной

возможности

знания.