О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 3
ства заинтересованность в индивидуальном, необщем, частном вы-
ражается в появлении и распространении новых жанров: светского
приватного и группового корпоративного портретов, демократиче-
ского бытописания сюжетных сцен, реалистического натюрморта и
т. п. В государственной и общественной жизни склонность к индиви-
дуализму сказывается в возрастающей потребности в политической и
гражданской свободе. Такое же искание свободы имеет место в эко-
номической области.
Конечно, этот индивидуалистический мотив лежит в основе ак-
сиологического фундамента эпохи Нового времени не в форме созна-
тельно выбранного правила поведения, даже философией этого периода
он руководит не как осознанный императив, а скорее как бессознатель-
ное стремление человеческой личности к самостоятельной жизни. Но
важно то, что это стремление задает некоторое определенное направле-
ние развитию идеологических и прочих форм жизни, соответствующее
максимальному удовлетворению индивидуалистических тенденций.
Оценить степень проявленности данной аксиологической интенции в
концепциях научного знания философии Нового времени — значит в
определенном смысле подтвердить правомерность тезиса об основопо-
лагающей и до известной степени определяющей роли этических уста-
новок для философии в целом и для теории познания в частности. В чем
конкретно можно усмотреть проявления индивидуалистических моти-
вов гносеологических концепций рассматриваемой эпохи?
Существуют три важные стороны знания, которые могут быть
истолкованы в духе индивидуализма: состав знания (элементы, со-
ставляющие знание), происхождение знания (иррациональное, раци-
ональное, сенсуалистическое) и значение знания (трансцендентное
или имманентное, адекватное или неадекватное и т. п.). Полностью
индивидуалистической концепцией знания была бы такая, согласно
которой все три упомянутые стороны знания были бы полностью имма-
нентны познающему субъекту. Это означало бы, что все знание
целиком
складывается из личных состояний познающего субъекта (1); личные
состояния познающего субъекта
полностью
происходят из недр по-
знающего духа самого этого субъекта (2); личные состояния позна-
ющего субъекта дают сведения познающему субъекту
только
о явле-
ниях в самом познающем субъекте (3)
1
. Рассмотрим с указанных по-
зиций философию Ф. Бэкона.
________
1
Однако очевидно, что такая полностью индивидуалистическая концепция знания
приводила бы к противоречию с самой собой как с концепцией именно
знания.
Говоря
традиционно, полностью индивидуалистическая концепция знания невозможна и даже
излишня, поскольку, будучи солипсистской, ведет к агностицизму. При понимании
этого становится ясно, что философия Канта — необходимый шаг, поддерживающий
концепцию принципиальной
возможности
знания.