Гуманитарный вестник
# 6·2017 1
УДК 1(091) DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-445
О некоторых аксиологических акцентах
европейской гносеологической традиции
в философии Нового времени
© В.К. Самохвалова
Всероссийская академия внешней торговли, Москва, 119285, Россия
Проанализировано влияние доминантного аксиологического мотива индивидуализ-
ма на становление гносеологических концепций в философии Нового времени.
Продемонстрирована зависимость конкретного содержания гносеологических
построений в философии Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г.В. Лейбница от степени вы-
раженности в них индивидуалистической тенденции. В результате проведенного
исследования утвержден значимый статус аксиологических предпосылок в совре-
менной концепции научного познания, в рамках которой принимается доктрина
неэлиминированности субъекта из процесса познания и его результатов.
Ключевые слова:
аксиология, гносеология, знание, имманентность, индивидуа-
лизм, объект, субъект, трансцендентность, философия, этика
Философская рефлексия — это «особое понимание мира посред-
ством его познания и переживания» [1, с. 699]. На основе этого опре-
деления в настоящей статье исследован вопрос о влиянии этических
мотивов на гносеологические решения в истории европейской фило-
софии Нового времени.
Теория познания и этика — глубоко взаимосвязанные разделы
философии. Причем зависимость второй от первой — вполне оче-
видный факт: познание этических реалий — это все-таки познание.
Менее тривиально утверждать обратное — зависимость гносеологии
от этики, и именно природа этой зависимости — предмет исследова-
ния в настоящей работе.
Интеллектуальную атмосферу рассматриваемой эпохи наиболее
радикальным образом определили Ф. Бэкон (1561–1626), Р. Декарт
(1596–1650) и Г.В. Лейбниц (1646–1716). Но одного лишь анализа
произведений часто бывает недостаточно для исследования творче-
ства того или иного автора. Необходимо анализировать не только
творчество конкретных авторов, но и особенности времени, в которое
они жили и творили, иначе можно недооценить их идеи.
Годы жизни Бэкона и Декарта приходятся на первую половину
XVII в., Лейбница — на вторую. Что это был за век? Г.Г. Майоров
пишет: «В 1600 г. на площади Цветов в Риме фанатизм и невежество
совершили свой самый позорный акт против разума и науки — на
костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно. В 1700 г. Лейбниц