1 / 23 Next Page
Information
Show Menu
1 / 23 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2017 1

УДК 1(091) DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-445

О некоторых аксиологических акцентах

европейской гносеологической традиции

в философии Нового времени

© В.К. Самохвалова

Всероссийская академия внешней торговли, Москва, 119285, Россия

Проанализировано влияние доминантного аксиологического мотива индивидуализ-

ма на становление гносеологических концепций в философии Нового времени.

Продемонстрирована зависимость конкретного содержания гносеологических

построений в философии Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г.В. Лейбница от степени вы-

раженности в них индивидуалистической тенденции. В результате проведенного

исследования утвержден значимый статус аксиологических предпосылок в совре-

менной концепции научного познания, в рамках которой принимается доктрина

неэлиминированности субъекта из процесса познания и его результатов.

Ключевые слова:

аксиология, гносеология, знание, имманентность, индивидуа-

лизм, объект, субъект, трансцендентность, философия, этика

Философская рефлексия — это «особое понимание мира посред-

ством его познания и переживания» [1, с. 699]. На основе этого опре-

деления в настоящей статье исследован вопрос о влиянии этических

мотивов на гносеологические решения в истории европейской фило-

софии Нового времени.

Теория познания и этика — глубоко взаимосвязанные разделы

философии. Причем зависимость второй от первой — вполне оче-

видный факт: познание этических реалий — это все-таки познание.

Менее тривиально утверждать обратное — зависимость гносеологии

от этики, и именно природа этой зависимости — предмет исследова-

ния в настоящей работе.

Интеллектуальную атмосферу рассматриваемой эпохи наиболее

радикальным образом определили Ф. Бэкон (1561–1626), Р. Декарт

(1596–1650) и Г.В. Лейбниц (1646–1716). Но одного лишь анализа

произведений часто бывает недостаточно для исследования творче-

ства того или иного автора. Необходимо анализировать не только

творчество конкретных авторов, но и особенности времени, в которое

они жили и творили, иначе можно недооценить их идеи.

Годы жизни Бэкона и Декарта приходятся на первую половину

XVII в., Лейбница — на вторую. Что это был за век? Г.Г. Майоров

пишет: «В 1600 г. на площади Цветов в Риме фанатизм и невежество

совершили свой самый позорный акт против разума и науки — на

костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно. В 1700 г. Лейбниц