Previous Page  10 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

10

Гуманитарный вестник

# 6·2017

отдельно от его бытия. Поэтому если его все-таки мыслят, то оно су-

ществует. Поясняя это доказательство, Декарт предвидит возраже-

ние: «…Из того, что я мыслю Бога существующим, не следует, что

он существует, ибо моя мысль не влагает в вещи никакой необходи-

мости. Как от меня зависит вообразить себе крылатого коня, хотя бы

такой конь никогда не существовал в действительности, так точно я,

может быть, в состоянии приписать Богу бытие, несмотря на то что

нет никакого Бога?» [11, с. 384]. И отвечает на это возражение сле-

дующим образом: «…В этом возражении мы имеем дело со скрытым

софизмом. Ибо из того, что я не в состоянии помыслить горы без до-

лины, не следует, что на свете существует одна гора или одна доли-

на, но только что гора и долина, независимо от того, существуют ли

они или нет, неотделимы друг от друга. Из того же, что я не могу

мыслить Бога иначе как существующим, вытекает, что существова-

ние неотделимо от него и что, следовательно, он существует дей-

ствительно, а не потому, что это делается моей мыслью, или что она

влагает в вещи какую-нибудь необходимость» [11, с. 384].

Впоследствии Иммануил Кант (1724–1804) отвергнет убедитель-

ность онтологического доказательства на том основании, что суще-

ствование не является предикатом и, следовательно, приведенное до-

казательство, строго говоря, просто не имеет смысла, так как по-

строено в нарушение грамматической структуры языка. Однако это

возражение, в свою очередь, имеет смысл только в рамках разрабо-

танной системы логического анализа грамматических категорий

естественного языка, а такая работа не была сделана во времена Кан-

та, и вряд ли ее можно считать вполне выполненной в настоящее

время. Гораздо более серьезное возражение, по мнению автора, при-

водит Лейбниц, замечая просто, что посылка «я мыслю наисовер-

шеннейшее существо (без противоречия)» сама требует обоснования,

которое у Декарта отсутствует. Лейбниц писал, что в доказательстве

Декарта «молча предполагается, что эта идея величайшего или всесо-

вершеннейшего существа возможна и не заключает в себе противо-

речия». Однако Лейбниц, в отличие от Канта, не отрицает ценности и

значимости онтологического доказательства, так как он продолжает

свою мысль следующим образом: «Имеет значение уже одно то, что

благодаря этому замечанию можно доказать, что если предположить,

что Бог возможен, то он существует, — что является преимуществом

одного только Божества»

3

[13, с. 376]. Остальные способы доказа-

тельства существования Бога, приводимые Декартом, являются вари-

________

3

Представляется, что анализ подобных рассуждений Декарта и Лейбница в рам-

ках современных модальных исчислений остается поучительным для оценок воз-

можностей и особенностей этих исчислений.