О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 13
Но Декарт также утверждает, что человеческий ум эффективно
вмешивается в человеческую телесную машину. А так как одновре-
менно он полагает, что ум не протяжен и не влияет на механические
законы, то указанное эффективное вмешательство ума в протяжен-
ную телесную машину, в каком бы смысле оно ни понималось, обя-
зано быть загадочным, так называемым привидением в машине. Эта
трудность, с которой столкнулся Декарт, впоследствии получила
название «психофизическая проблема» и в новых модификациях,
соответственно новым пониманиям психического и физического,
дошла до настоящего времени [16].
Таковы наиболее существенные черты концепции научного зна-
ния у Декарта, на основании которых возможно утверждать следую-
щее: склонность к индивидуалистическим ценностям, в целом харак-
терная для эпохи Нового времени, проявляется в гносеологической
концепции французского мыслителя в значительно большей степени,
чем можно заметить в работах Ф. Бэкона. Декарт не только требует,
чтобы все мировоззрение было построено чистым мышлением по-
знающего субъекта, но еще и полагает, что все элементы состава зна-
ния
целиком имманент ны
познающему субъекту. Однако у Декарта
сохраняется тесная связь между интеллектуальными процессами и
внешним миром, поскольку он признает трансцендентное происхож-
дение по крайней мере некоторых идей (идеи Бога, например) и
трансцендентное значение истинного знания (истины о внешнем ми-
ре). Таким образом, концепция научного знания Декарта — первая
ступень развития гносеологического индивидуализма, шаг вперед по
сравнению с концепцией научного знания Ф. Бэкона, представлявшей
нулевую ступень рассматриваемой шкалы. В гносеологии Декарта из
трех элементов знания (состав, происхождение, значение) один, а
именно состав знания, является полностью имманентным субъекту
познания. Дальнейшее движение по пути большей индивидуализации
гносеологических построений можно усмотреть в концепции науч-
ного знания Г.В. Лейбница.
Готфрида Вильгельма Лейбница считают универсальным гением
в науке. Отметим некоторые из его научных достижений. Лейбниц
одним из первых осознал и поставил задачу интеграции наук; сфор-
мулировал ряд важнейших синтетических принципов методологии;
выдвинул идею машинного моделирования человеческих функций;
изобрел вслед за В. Шиккардом (1592–1635) и Б. Паскалем (1623–
1662) счетную механическую машину, более универсальную, чем у
них; предвосхитил математическую логику в ее основных чертах —
формализации и алгоритмизации мышления; попытался подвести под
биологию теоретический фундамент; сформулировал концепцию ви-
тализма; выдвинул принцип несводимости биологии к механике; ему