В.К. Самохвалова
2
Гуманитарный вестник
# 6·2017
основал Академию наук в Германии. А между этими двумя датами не-
обыкновенно яркая и энергичная, полная мужества и энтузиазма эпоха,
которая в отличие от предыдущей — эпохи Возрождения и последую-
щей — века Просвещения — закрепила за собой лишенное всякой поэ-
тичности, непритязательное, но в то же время математически строгое
название “Семнадцатый век”. За этим скромным названием — побе-
доносные революции, шедевры искусства, гениальные открытия, три-
умфальное шествие науки перед лицом поверженного средневековья»
[2, 3]. Даже простой перечень людей, живших в эту эпоху, говорит о
многом: Кромвель, Корнель, Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Галилей,
Паскаль, Торричелли, Ферм и многие другие выдающиеся личности,
оставившие заметный след в истории человеческой культуры.
Однако XVII в. — это время опустошительных войн, кровавых ре-
лигиозных столкновений, все еще пылающих кое-где костров инквизи-
ции и проскрипционных списков. К этому же периоду относятся имена
Густава Адольфа, Валленштейна и Ришелье. В 1616 г. церковь запрети-
ла учение Коперника, в 1633 г. начался процесс против Галилея.
Итак, XVII в. — век борьбы нового со старым решительно на
всех фронтах: в экономике, политике, идеологии, религии, филосо-
фии и науке. Развитие мореплавания, баллистики, точного приборо-
строения (механические часы, микроскоп, телескоп, барометр, тер-
мометр), возросшая заинтересованность в медицинских знаниях —
вот факторы, которые обусловили осознание наукой Нового времени
реалистичность ее предмета. Отсюда бэконовская тенденция тракто-
вать философию не как ревностную служанку теологии, а как мето-
дологию науки.
Но самое важное в свете настоящего исследования то, что XVII в. —
это век продолжающегося становления и укрепления индивидуализ-
ма в качестве ведущего ценностного мотива эпохи [4, с. 69–78]. Че-
ловек начинает понимать себя как личность, духовную целостность,
самодовлеющую психическую единицу, противопоставленную всему
миру не-
я
. Ввиду этого человек склонен рассматривать свое
я
, инди-
видуальные переживания и ценности как верховную цель и как нечто
первично данное; поэтому он устанавливает субъективные идеалы
теоретической и практической деятельности и начинает находить в
своих собственных переживаниях критерии уклонения или прибли-
жения к идеалам. Иными словами, в философии Нового времени
начинают господствовать индивидуалистические тенденции. Конеч-
но, склонность к индивидуализму сказывается не только в философ-
ских системах того времени, но и в самой жизни. В религии эта
склонность проявляется в возникновении протестантизма, в распро-
странении индивидуальных, еретических форм вероисповедания, от-
вергающих не только традиционные церковные учреждения, но и во-
обще всякую религиозную общину. В области изобразительного искус-