Previous Page  4 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

4

Гуманитарный вестник

# 6·2017

Бэкон предложил некий свод правил — своего рода новое орудие

открытий, «Новый Органон», — соблюдение которых должно, как он

полагал, приводить к обнаружению новых истин. Попытки создать

такого рода правила предпринимались и до Бэкона (логический ме-

тод

ars magna, ars universalis

Раймонда Луллия, Джордано Бруно),

будут предприниматься и после него (каноны Милля) вплоть до насто-

ящего времени (современные индуктивные логики). Но Ф. Бэкон пер-

вым сформулировал подобные правила применительно к наблюдени-

ям и именно

личным

наблюдениям познающего субъекта. (Роджер

Бэкон (1214–1292) — францисканский монах, соотечественник и од-

нофамилец Фрэнсиса Бэкона, живший за 300 лет до него, — видел

пользу эмпирического подхода к изучению действительности, но не

дал никакой формулировки регулятивных принципов эксперименти-

рования.)

Вслед за Аристотелем Ф. Бэкон замечает, что физика изучает за-

коны явлений, а не их деятельные причины, изучает

как,

а не

почему

[5, с. 141]. Бэкон (как и Аристотель) предоставляет изучение конеч-

ных причин метафизике, что может служить для доказательства бы-

тия Божия и Провидения, а в физике «изыскание конечных причин

бесполезно и не может ничего произвести, подобно посвященной Бо-

гу Деве» [6, с. 199]. Наблюдение и вслед за ним индукция применимы

не только к внешним предметам, но и к внутренним фактам, к тем, что

выше были охарактеризованы как личные состояния познающего

субъекта. Бэкон полагает, что его методом можно изучать факты внут-

ренней жизни, т. е. надеется если не разрешить, то, по крайней мере,

наметить пути решения той «трудной проблемы сознания» (формули-

ровка принадлежит В.В. Васильеву), что в специфичности своих

qualia

по-прежнему интригует философскую общественность [3, 7].

В целом Бэкон не доверяет метафизике и сомневается в ее каче-

ствах. В этом отношении он, несомненно, является предшественни-

ком современного позитивизма. «…Фрэнсис Бэкон, выдвигая свой

проект “Великого восстановления наук” на основе “союза опыта и

рассудка”, мог рассчитывать на широкую поддержку в обществе уче-

ных, которые к этому времени уже убедились на практике в преиму-

ществах такого союза» [2, 8]. Но следует признать, что влияние мето-

дологии «Нового Органона» сдерживалось следующими причинами.

Во-первых, Ф. Бэкон не был ни естествоиспытателем, ни матема-

тиком, ни даже схоластом, хорошо ориентирующимся в логике. Воз-

можно, поэтому те конкретные рекомендации ученым, которые он

предложил в «Новом Органоне», казались его логически более под-

готовленным современникам не вполне удовлетворительными.

Например, Бэкон полностью отрицал роль в науке дедуктивных умо-

заключений от общего к частному, основывая это отрицание как раз