В.К. Самохвалова
6
Гуманитарный вестник
# 6·2017
век называет знанием, будет являться именно
его
знанием? Иными
словами, в эмпиризме Бэкона теория знания еще очень далека от
крайней формы гносеологического индивидуализма, и в этом смысле
философия Ф. Бэкона удовлетворяла духу Нового времени лишь в
самой зачаточной степени, что, естественно, также стимулировало
поиски философских концепций, отличающихся от «Нового Органо-
на» весьма радикальным образом. Такими концепциями можно счи-
тать философию Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница.
Рассмотрим теорию познания Р. Декарта с точки зрения основ-
ного вопроса настоящего исследования о влиянии аксиологических
установок на гносеологические решения и, соответственно, о степени
проявленности этического мотива индивидуализма в философии
французского мыслителя.
Рене Декарт — великий математик, которому принадлежат важ-
ные открытия в области геометрии и анализа, многие образцы при-
кладных математических исследований почти во всех областях совре-
менного ему точного естествознания, он является основателем анали-
тической геометрии. Не удивительно, что Декарт пытался перенести
математические методы в философию [8, 174–198; 10, с. 156–162]. Ана-
лиз, абстракция, редукция сложных фактов к системам более простых и,
наконец, планомерная дедукция из очевидных аксиом — все это хоро-
шо знакомо любому математику и составляет для Декарта основные ме-
тоды научного исследования вообще. По сравнению с этими основными
методами процесс накопления фактов, столь важный для Ф. Бэкона, по
мнению Декарта, является незначительной вспомогательной работой.
Вот почему в основе философских построений Декарта — попытка
найти очевидные суждения, которые в области философского знания
играли бы роль, подобную роли математических аксиом, и из которых в
конечном счете должны быть добыты все частные знания.
В качестве таких непосредственно истинных философских акси-
ом Декарт предлагает взять, во-первых, самодостоверность мышле-
ния, выражаемую его знаменитым
сogito, ergo sum
(мыслю, следова-
тельно существую); во-вторых, математический характер познания
внешнего мира, проявляющийся в совокупности геометрических и
арифметических аксиом вместе с убеждением в их применимости к
свойствам предметов и законам природы; и, наконец, в-третьих, идею
существования Бога как бесконечно совершенного существа.
Далее будет подробно рассмотрено, какими именно интеллекту-
альными воздействиями Декарт пытается возбудить те конкретные
непосредственные усмотрения, которые способны, по его мнению,
принудить читателя к принятию указанных философских постулатов
в качестве несомненных истин. Забегая вперед, заметим, что Декарту
его собственная программа не вполне удалась. С одной стороны, от-
нюдь не все объявленные постулаты безупречны с точки зрения их