Previous Page  6 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 23 Next Page
Page Background

В.К. Самохвалова

6

Гуманитарный вестник

# 6·2017

век называет знанием, будет являться именно

его

знанием? Иными

словами, в эмпиризме Бэкона теория знания еще очень далека от

крайней формы гносеологического индивидуализма, и в этом смысле

философия Ф. Бэкона удовлетворяла духу Нового времени лишь в

самой зачаточной степени, что, естественно, также стимулировало

поиски философских концепций, отличающихся от «Нового Органо-

на» весьма радикальным образом. Такими концепциями можно счи-

тать философию Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница.

Рассмотрим теорию познания Р. Декарта с точки зрения основ-

ного вопроса настоящего исследования о влиянии аксиологических

установок на гносеологические решения и, соответственно, о степени

проявленности этического мотива индивидуализма в философии

французского мыслителя.

Рене Декарт — великий математик, которому принадлежат важ-

ные открытия в области геометрии и анализа, многие образцы при-

кладных математических исследований почти во всех областях совре-

менного ему точного естествознания, он является основателем анали-

тической геометрии. Не удивительно, что Декарт пытался перенести

математические методы в философию [8, 174–198; 10, с. 156–162]. Ана-

лиз, абстракция, редукция сложных фактов к системам более простых и,

наконец, планомерная дедукция из очевидных аксиом — все это хоро-

шо знакомо любому математику и составляет для Декарта основные ме-

тоды научного исследования вообще. По сравнению с этими основными

методами процесс накопления фактов, столь важный для Ф. Бэкона, по

мнению Декарта, является незначительной вспомогательной работой.

Вот почему в основе философских построений Декарта — попытка

найти очевидные суждения, которые в области философского знания

играли бы роль, подобную роли математических аксиом, и из которых в

конечном счете должны быть добыты все частные знания.

В качестве таких непосредственно истинных философских акси-

ом Декарт предлагает взять, во-первых, самодостоверность мышле-

ния, выражаемую его знаменитым

сogito, ergo sum

(мыслю, следова-

тельно существую); во-вторых, математический характер познания

внешнего мира, проявляющийся в совокупности геометрических и

арифметических аксиом вместе с убеждением в их применимости к

свойствам предметов и законам природы; и, наконец, в-третьих, идею

существования Бога как бесконечно совершенного существа.

Далее будет подробно рассмотрено, какими именно интеллекту-

альными воздействиями Декарт пытается возбудить те конкретные

непосредственные усмотрения, которые способны, по его мнению,

принудить читателя к принятию указанных философских постулатов

в качестве несомненных истин. Забегая вперед, заметим, что Декарту

его собственная программа не вполне удалась. С одной стороны, от-

нюдь не все объявленные постулаты безупречны с точки зрения их