Previous Page  11 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 11

антами первого из приведенных здесь и по этой причине не имеют

самостоятельного интереса в рамках настоящей статьи.

«Доказав» существование Бога, Декарт дедуцирует критерий ис-

тинности суждений из правдивости Бога — одного из бесконечно мно-

гих совершенств всесовершеннейшего существа: «…Убедившись в

существовании Бога и признав в то же время, что все вещи зависят от

него, а Он не может быть обманщиком, я вывел отсюда то следствие,

что все постигаемое мною ясно и отчетливо должно быть истинным»

[11, с. 387]. А так как ясно и отчетливо идеи излагаются именно в ма-

тематике, то отсюда и второй из названных выше основных постула-

тов философии Декарта — математический характер познания внеш-

него мира. Причем существование этого внешнего мира также деду-

цируется.

Первый элемент концепции научного знания Декарта — обосно-

вание им основных постулатов его системы — был описан так по-

дробно, чтобы показать особенности дедуктивной аргументации Де-

карта. Можно сказать, что эта аргументация остроумна, глубока, но

не всегда прозрачна и убедительна с современной точки зрения и по

мнению некоторых из самых проницательных его современников.

Известны остро и точно направленные замечания Декарту со сторо-

ны, например, Марсенна, Гоббса, Паскаля, Гассенди и других [14].

Часть критических замечаний Лейбница уже была приведена в насто-

ящей статье. И все-таки, несмотря на все логические огрехи, основа-

ние системы Декарта выглядело в то время (когда были свежи вос-

поминания о схоластике) весьма прочным и внушительным, что при-

давало всему зданию философии Декарта характер цельности и

научной последовательности. Рене Декарт имел основания заметить,

что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого — мета-

физика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все

прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и

этике» [11, с. 421]. Таким образом, картезианская система открывала

путь к трем философским дисциплинам последующего времени: ра-

циональной теологии, психологии и философии природы.

Несмотря на влияние, которое, как уже было отмечено, оказала

теология предшествующего времени на мышление Декарта, его ин-

терес все-таки главным образом был сосредоточен на светских

науках. Из указанных областей он разработал только философию

природы и психологию, причем первую — самым обстоятельным об-

разом. Исходя из положения, что лишь математически очевидные

свойства тел объективно действительны, Декарт пытался дедуциро-

вать все естественные явления просто из понятий протяжения и ме-

ханического движения, причем первое он провозглашал атрибутом

материи, второе — ее модусом. Вне мыслящих и действующих су-