О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 11
антами первого из приведенных здесь и по этой причине не имеют
самостоятельного интереса в рамках настоящей статьи.
«Доказав» существование Бога, Декарт дедуцирует критерий ис-
тинности суждений из правдивости Бога — одного из бесконечно мно-
гих совершенств всесовершеннейшего существа: «…Убедившись в
существовании Бога и признав в то же время, что все вещи зависят от
него, а Он не может быть обманщиком, я вывел отсюда то следствие,
что все постигаемое мною ясно и отчетливо должно быть истинным»
[11, с. 387]. А так как ясно и отчетливо идеи излагаются именно в ма-
тематике, то отсюда и второй из названных выше основных постула-
тов философии Декарта — математический характер познания внеш-
него мира. Причем существование этого внешнего мира также деду-
цируется.
Первый элемент концепции научного знания Декарта — обосно-
вание им основных постулатов его системы — был описан так по-
дробно, чтобы показать особенности дедуктивной аргументации Де-
карта. Можно сказать, что эта аргументация остроумна, глубока, но
не всегда прозрачна и убедительна с современной точки зрения и по
мнению некоторых из самых проницательных его современников.
Известны остро и точно направленные замечания Декарту со сторо-
ны, например, Марсенна, Гоббса, Паскаля, Гассенди и других [14].
Часть критических замечаний Лейбница уже была приведена в насто-
ящей статье. И все-таки, несмотря на все логические огрехи, основа-
ние системы Декарта выглядело в то время (когда были свежи вос-
поминания о схоластике) весьма прочным и внушительным, что при-
давало всему зданию философии Декарта характер цельности и
научной последовательности. Рене Декарт имел основания заметить,
что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого — мета-
физика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все
прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и
этике» [11, с. 421]. Таким образом, картезианская система открывала
путь к трем философским дисциплинам последующего времени: ра-
циональной теологии, психологии и философии природы.
Несмотря на влияние, которое, как уже было отмечено, оказала
теология предшествующего времени на мышление Декарта, его ин-
терес все-таки главным образом был сосредоточен на светских
науках. Из указанных областей он разработал только философию
природы и психологию, причем первую — самым обстоятельным об-
разом. Исходя из положения, что лишь математически очевидные
свойства тел объективно действительны, Декарт пытался дедуциро-
вать все естественные явления просто из понятий протяжения и ме-
ханического движения, причем первое он провозглашал атрибутом
материи, второе — ее модусом. Вне мыслящих и действующих су-