М.Л. Ивлева
8
Гуманитарный вестник
# 4·2017
ступают одаренные дети — ученики и значимые взрослые — педаго-
ги как основные субъекты образовательного процесса.
Основное направление деятельности психолога — это работа с пе-
дагогами одаренных детей и самими одаренными детьми. Если обоб-
щить все функции, которые выполняет психолог по содержанию его
работы, то получится следующий перечень: образовательно-
мировоззренческая (расширение знаний), воспитательно-мобили-
зующая (гуманизация субъектов образовательного процесса), жизненно-
практическая (формирование установки на использование рекоменда-
ций психологов в жизни), профессионально-прикладная (обеспечение
профессионального роста) и развивающая (целенаправленное общее
развитие).
Рассмотрим, например, воспитательно-мобилизующую функцию,
которая связана с развитием у детей и взрослых культурной, гумани-
тарной позиции и соответствующего способа мышления и мировоз-
зрения. Основными характеристиками этой позиции являются субъек-
тивное, авторское отношение, выражающееся в отсутствии претензий
на абсолютную истинность; ценностное отношение, предполагающее не
отстраненное созерцание, а живое, активное участие в любой ситуации;
способность к использованию всего многообразия средств общения,
существующих в культуре.
Из изложенного следует, что важнейшей составляющей деятельно-
сти психолога является создание практической психологии педагога
одаренного ребенка, в рамках которой окажется возможным совмест-
ными с психологом усилиями проектировать РКС для каждого ребенка.
Как любой творческий процесс, работа с одаренными детьми с
позиции создания для них РКС предполагает дальнейшие поиски и
открытия. Неизменным остается лишь базовый принцип работы —
нести ответственность за будущее детей. Исходя из собственного
опыта автор надеется, что работа в данном направлении создает но-
вые возможности как в изучении феномена одаренности, так и в раз-
работке новых программ развития одаренных детей [15].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Ивлева М.Л.
Философские основания психологической концепции одарен-
ности
. Москва, МГТУ «МАМИ», 2011, 256 с.
[2]
Rowlands P.
Gifted children & their problems
. London, J.M. Dent, 1974.
[3]
Хеллер К.А., Перлет К.,
Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одарен-
ности.
Вопросы психологии
, 1991, № 2, с. 120–127.
[4]
Эльконин Д.Б.
Детская психология
. Москва, Академия, 2007, 194 с.
[5]
Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. В кн.:
Собрание
сочинений
. В 6 т. Москва, 1982, т. 1, 488 с.
[6]
Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность
. Москва, Смысл,
Academia, 2004, 345 с.